Сорок лет назад эти вещи выбрасывали на помойку. В восьмидесятых часы «Ракета» могли обменять на жвачку. В нулевых к обломкам империи начали присматриваться и называть «винтаж». ПРОШЛО ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ. ТЕПЕРЬ ЭТОТ «МУСОР» МОЖНО ВСТРЕИТЬ НА SOTHEBY'S. Журнал «Собака.ru» попросил коллекционеров показать, что такое советский антиквариат.
СЕРГЕЙ СКРИБО
проекты «Юность», «Овсянка», Extra
Я собираю конструктивистские пуговицы 1920-х годов, дембельские альбомы, советские педальные машины, настольный бильярд, детские игрушки, в том числе и советского производства, а также автомобили и мотороллеры. Коллекция последних тоже связана с советским периодом.
Во многом мотороллеры времен СССР повторяли зарубежные аналоги. Скажем, «Тула», производить которую начали в 1956 году на бывшем военном Машиностроительном заводе имени Рябикова, походила на Goggo Roller из ФРГ и итальянскую Vespa. Самая первая ее модель Т-200 была смешной и неожиданной. Кроме того, я нашел экземпляры из стран бывшего соцлагеря: чехословацкие скутеры Cezeta и «Ява». Последний, кстати, был самым желанным во всем Союзе. Причем речь идет не о мотоциклах «Ява», хотя есть и такие, а именно о мопедах — забавных, с красным бачком. Всего я собрал десять мотороллеров советского периода, и каждый из них представляет новый виток в развитии советского дизайна. Мне ведь не просто важна старая техника, куда интереснееэстетикаСССР.
В моем гараже есть и достижения отечественного автопрома: «Чайка», «Победа», «горбатый» «Запорожец», «Москвичи» серий 401 и 403. Брежневскую «Чайку» я продал. А ГАЗ-24 первой серии, на котором я ездил еще ребенком, мне передал отец. Сейчас машина на реставрации, а мотороллеры по большому счету в хорошем состоянии и пока этого не требуют.
|
АЛЕКСАНДР БРОДНИКОВСКИЙ
госслужащии
Я служил радистом на Северном флоте в Архангельске. Зайдем в порт, все на картошку едут, а я своим офицерам чиню сломанные часы, благо я в этом хорошо разбирался, имел самый высокий, шестой разряд. За время службы у меня накопилось немало неисправных моделей, которые я и отправил себе домой посылкой в деревянном ящике. А когда сошел на берег, отремонтировал их, и это дало старт коллекции.
Правда, коллекционеры все время тратят деньги, а я просто покупаю часы, которые меня интересуют. Так что я скорее собиратель, и в собрании у меня более двух с половиной тысяч экспонатов, среди которых ручные, карманные и настенные. Даже с кукушкой есть — они были выпущены в 1980-х заводом «Маяк». Вообще же, без преувеличения могу сказать, что в моей коллекции представлены все часовые заводы России, включая Первый, Второй и Третий московские, Петродворцовый, чистопольский «Восток» и челябинскую «Молнию». Только одних «Ракет» у меня триста единиц, я собрал почти все модели. У меня есть друзья на барахолках, которые оповещают, если появляются интересные вещи.
Из уникальных экземпляров могу отметить механические наручные часы «Ракета 3031» 1975 года выпуска в единственном экземпляре. Их механизм считается одним из самых сложных, даже в Швейцарии его используют крайне редко. Дело в том, что он включает в себя двойной календарь, будильник, автоподзавод, а сама модель противоударная, выполнена в стальном корпусе.
|
НАТАЛИЯ МОСКАЛЕНКО
HR-специалист
Как и миллионы других советских людей, я «фанатела» от символа Олимпиады. А старт моей коллекции дал отец. Сам он собирал значки с изображениями поэтов и городов. И както, разбирая свои экспонаты, нашел значок с олимпийским медведем. Мне он безумно понравился и сразу отправился в копилку. Затем совершенно случайно на блошином рынке у какого-то маргинального элемента я увидела старого и потертого мишку. Это было семь лет назад, а страсть осталась до сих пор. Коллекционеры говорят: «Не я ищу, а меня находят». Так случается и со мной. Давно заметила, что, если задаешься целью найти вещь, как правило, потерпишь фиаско. Я до сих пор не сосчитала свою коллекцию целиком, думаю, у меня около сотни экземпляров. В Москве знаю несколько серьезных коллекционеров предметов с этой символикой. У них есть даже самовары с изображением мишки. А я не являюсь таким уж ярым охотником, приобретаю вещи в основном на барахолках и развалах. Предметы с советским олимпийским символом ценятся не только в России, но и за рубежом. Как-то, отдыхая в Испании, мы видели значки с изображением олимпийского мишки на барселонском рынке.
Если мой муж хочет сделать мне подарок, то покупает редкие вещи на интернет-аукционах. Так, он подарил мне пуговицы с мишкой и кожаное портмоне с его же портретом.
Очень дорога моему сердцу бронзовая статуэтка мишки высотой четыре сантиметра. Мой муж всегда удивляется: «Как ты его разглядела?» А я сама не знаю, как мне удается, но я сразу же вижу на барахолках облезлое ухо или сощуренный глаз медведя.
|
АЛЕКСАНДР СТАХАНОВ
совладелец московского Музея советских игровых автоматов
В 2006 году мы с другом детства решили, что нам необходим советский «Морской бой». Я начал искать этот раритет, и в процессе поиска к нам пришла идея организовать музей.
С тех пор мы этим активно занимаемся, и сейчас у нас собралось сорок четыре модели, из которых более тридцати находятся в рабочем состоянии и в них даже можно поиграть. А всего в музее около восьмидесяти экземпляров. К примеру, телевизионный автомат «Магистраль» — один из немногих в музее, который работает от двух пятнадцатикопеечных монет. На авто универсальной модели любой желающий может проехать по дороге и обогнать кого угодно. Автомат «Охота» прибыл к нам из Тулы в неприглядном состоянии. Пришлось изрядно потрудиться — вымыть, подпаять и укомплектовать машину, потому что не хватало половины автомата и ружей, — чтобы он занял место в коллекции музея. Теперь посетители могут испытать свои снайперские способности в тире с фигурами животных. Хоккейный автомат «Шайбу-шайбу» спасли от утилизации в металлолом в Рыбинске. Вообще же, все автоматы достаются нам со сложностями. Старых моделей в хорошем состоянии в Москве нет, найти их удается в заброшенных пионерских лагерях и прочих учреждениях советского периода.
|
МЭГАН ВИРТАНЕН
историк моды
Я — страстный коллекционер винтажа. Особое место в моем собрании занимают журналы, у меня скопилась большая подборка: «Огонек», «Крокодил», «Наука и жизнь» и, конечно, модные издания. С них я и начинала свое собрание, но в процессе стали попадаться и другие экземпляры, вроде «Советского Союза». Я и от них не отказывалась, это прекрасный срез эпохи. Например, «Огонек», как общественнополитический журнал, публиковал новости СССР, о знатных людях Страны Советов. В то же время там были страница юмора, кроссворды и заметки о моде. Примечательно, что врезы или цитаты, которыми в современных изданиях принято разбивать текст, в советских журналах отсутствовали. Рекламировали в «Огоньке» одежду, обувь и продукты питания. Сейчас моя коллекция насчитывает около пятисот единиц хранения, как советских, так и зарубежных журналов, изданных с начала 1920-х до конца 1950х. Мой самый любимый период — 1930-е и 1940-е годы: в модных изданиях того времени модели прорисованы детально, буквально до шовчика. Кроме того, дано точное описание, из чего выполнена вещь и сколько ткани на нее нужно. Комментарии вроде «В этом сезоне модно...» полностью отсутствуют! А вот после войны уже появляются рекомендации. С конца 1930-х годов в западных модных журналах все чаще используют фотографию. У нас иллюстрация удерживает позиции до 1945 года. Реклама есть, но ее на порядок меньше, чем в современных талмудах. В основном это рисованные анонсы косметических средств, издательств, занимающихся выкройками и модной литературой. Выкройки в виде дополнительных листов к журналам не прилагались, за исключением «Работницы» и «Крестьянки». Говорят, что в СССР не было моды, это ерунда. В 1930-х царил настоящий культ спортивного тела, проводились парады физкультурников, достаточно посмотреть знаменитые документальные фильмы «Цветущая молодость» или «Сталинское племя». Что касается светской жизни, то были и Всесоюзный дом моды на Кузнецком мосту, и свои топ-модели, например Регина Збарская, да ипоказыбылинауровне:в 1959 году приезжал дом Dior, а начиная с 1963-го Пьер Карден побывал в Москве около тридцати раз.
Экземпляры коллекции я приобретаю в Интернете (на сайтах Molotok.ru и Avito.ru), у частных продавцов и на Удельном рынке. У меня неплохое собрание аксессуаров советского периода — шляпки, сумочки, перчатки. Все просто: советская тематика привлекает меня потому, что «у нас была великая эпоха». СССР в 1920-е, 1940-е, 1960-е — это три разные страны. Изучать динамику общества в движении мне интересно, поскольку все мы родом оттуда. Я, к примеру, считаю себя советским ребенком, поскольку успела застать этот период. Это то, что возвращает нас к детскому спокойствию и защищенности. Думаю, идея коллекционирования свойственна человеку, все мы охотники и собиратели. Себя могу назвать собирателем: для коллекционера мне не хватает этого азарта в духе «последнее продам, но приобрету недостающий для полноты коллекции экземпляр». Хотя, могу признаться, есть вещи, за которыми я серьезно охотилась, — к примеру, шляпки от знаменитой модистки Лили Даше или коллекционные броши британской фирмы Exquisite.
|
ГЛЕБ СОВЕТСКИЙ
консультант в Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ
Яначал собирать фарфоровых собак по трем причинам. С детства я, как и большинство мальчишек, хотел завести четвероногого друга. Моей мечте не суждено было сбыться, но трепетное чувство к этим животным осталось. Почему именно фарфор? Думаю, объяснять не стоит, достаточно просто подержать его в руках, чтобы ощутить пластику и очарование форм. И третья причина заключается в том, что все статуэтки из моего собрания были созданы в период с 1917 по 1991 год. Это время советской эпохи и страны, которая дала мне жизнь, воспитание, образование, которая была родной для всех нас. Так и сложилась тема коллекции, которая сейчас насчитывает более двух сотен фигурок. В ней, к примеру, есть «Лайка», выпущенная в 1930-х годах в честь собаки по кличке Веселый знаменитого полярника Ивана Папанина. Статуэтка «Артемон и Мальвина», исполненная Николаем Муратовым на Ленинградском фарфоровом заводе в конце 1950-х годов, всегда напоминает мне детство, когда все словно завороженные смотрели мультфильм «Приключения Буратино» классиков советской мультипликации Ивана Иванова-Вано и Дмитрия Бабиченко. Самыми редкими среди коллекционеров считаются фигурки добермана Ивана Ризнича. ЛФЗ выпустил их в 1937 году в количестве ста штук, больше они не производились. Также среди собирателей ценятся статуэтки «Овчарка» Воробьева 1937 года — сидящая собака с высунутым языком того же Ленинградского фарфорового завода.
|
АЛЛА ЕШИНА
совладелица магазина Off
Любовь к сумкам мне передалась от мамы вместе с ее любимой моделью — маленьким красным кожаным клатчем конца 1940-х годов. А как-то в наш магазин доставили сумку просто в непотребном состоянии. Она не пошла в продажу, но я намыла ее и почистила. Оказалось, она очень красивая. А две сумочки — это уже коллекция! Сейчас у меня скопилось сто пятьдесят разных видов ручной клади, которая датируется периодом с конца 1940-х до начала 1980-х. В собрании маленькие дамские сумочки с застежкамипоцелуйчиками, ридикюли, сумки-конверты и клатчи 1950-х годов, актуальные в конце 1960-х лавсановые торбы, модные в 1970-е советские портфели и спортивные торбы через плечо, вскоре сменившиеся огромными, похожими на чемодан виниловыми сумками «Аэрофлот». Среди них, конечно же, есть и любимые экземпляры. К примеру, полиэтиленовая корзинка. В 1960-х годах я часто ездила на юг с родителями. Мой папа покупал фрукты, складывал их в такую сумку, и я брала ее с собой на пляж. Конечно, эта корзинка не сохранилась, но четыре года назад на блошином рынке я нашла точно такую же! Купила ее за символические деньги у бабушки, привела в порядок, теперь она стоит у меня при входе в квартиру и украшает дом. Одним из самых модных производств сумок считалось Ленинградское производственное кожгалантерейное предприятие имени А. Бебеля, которое помимо сумок выпускало перчатки и кошельки. Самыми ценными считались сумки, выпущенные на экспорт.
|
Комментарии (0)