Самый известный на Западе архитектор русского происхождения уже пятнадцать лет живет в Берлине. Но в последнее время пространством для творчества Чобана стал и родной город. В 2007 году по его проектам здесь были построены бизнес-центры «Лангензипен» на Каменноостровском проспекте и «Дом Бенуа» на Охте. На очереди – жилой комплекс «Дом у моря» на Крестовском острове, новое здание для городской администрации «Невская ратуша» и экспоцентр в Шушарах, который возводится под эгидой «Газпрома».
В молодости я боготворил Андрея Тарковского и очень хотел стать кинорежиссером. Сейчас радуюсь тому, что не стал. Потому что лепить что-то из людей я бы не смог. Создавать новую среду из неживых материалов – это одно дело, а работать с людьми, создавать из людей фильмы – совсем другое, жуткая задача.
У меня есть важный профессиональный принцип: один раз приняв решение, я от него не отступаю. Это можно сравнить с подъемом на гору: если ты решился, нельзя ни смотреть вниз, ни возвращаться. Есть легенда о том, как художник, идеально рисовавший от руки правильные формы, показывая зрителям свое мастерство, вдруг нарисовал круг с выбоиной. Однако он и дальше стал рисовать круги с такой же выбоиной, и все подумали, что первый круг был правильным. В общем, если ты один раз принял решение, пусть даже спорное, не отказывайся от него, а двигайся дальше. Отказавшись, ты не сможешь двигаться вглубь, а будешь топтаться на одном месте.
Многие мои мечты сбываются. Например, я хотел построить и синагогу, и церковь. И вот в Берлине мне заказали проект синагоги, по-моему, он получился довольно удачно. А сейчас я строю русскую православную церковь, тоже недалеко от немецкой столицы.
Петербургский архитектор Джакомо Кваренги для меня эталон мастерства. Он никогда не менял своих профессиональных убеждений, но при помощи одного и того же приема умудрялся создавать новые вещи. Карло Росси тоже хороший архитектор, однако его здания более похожи друг на друга, чем здания Кваренги, который потрясающе разнообразен.
Еще один важный человек искусства для меня – Александр Бенуа. Мне очень близко то, что он делал в графике, акварели и театральной декорации, в моей коллекции много его работ. «Дом Бенуа» на Пискаревском проспекте построен там, где когда-то находилась дача семейства Бенуа. Потом она сгорела, и на ее месте стали возводить промышленные постройки. Александр Бенуа в своих воспоминаниях описывал, как постепенно промышленность «съедает» существующую историческую структуру, как бездуховное начало приходит на смену духовному. Именно на даче у него зародилась идея создать «Мир искусства» как общество для сохранения чистого искусства перед наступлением грубой индустриальной силы. Проектируя «Дом Бенуа», я хотел архитектурными средствами вернуть память о мастере и о месте. Поэтому в ткань фасада я вплел изобразительную структуру театрального рисунка Бенуа.
Комментарии (0)