Поп-арт-роман Brand, собравший в словарь размышления о брендах, заслужил поощрение в виде Новой Пушкинской премии в номинации «За новаторское развитие отечественных культурных традиций», а также внимание читателей и профессионалов, в том числе писателя и издателя Павла Крусанова.
Павел: Ваша книга – это роман или что-то другое?
Олег: Это поп-арт-роман. В эстетическом плане важно было перенести принципы поп-арта в литературу. В нем нет сюжетной интриги, живых персонажей и диалогов, но есть двадцать шесть глав с одинаковой структурой, выстроенных в алфавитном порядке: Andy Warhol, Barbie, Coca-Cola и так далее. А в конце каждой главы – немного музыки и рекламы.
Павел: Brand стал событием. Вы стремились к успеху?
Олег: В популярности есть элемент случайности. Не думаю, что люди, получившие известность, программировали ее. Автор живет в определенной среде, читает, слушает, смотрит. В итоге вырастает художественный текст. Как его воспримут, в момент создания прогнозировать сложно.
Павел: В свое время Олеша или кто-то из деятелей той эпохи сказал, что таланты выбиваются стайками. Есть ли в литературной среде люди, которых вы считаете своими соратниками?
Олег: В России, наверное, нет. Хорошо это или плохо, я не знаю. Объединения людей, исповедующих общие принципы художественного сознания, были актуальны в XX веке. Тогда вся большая культура была создана школами. Ничего похожего сейчас не происходит. У нас по привычке следуют этим методам, но мне они не кажутся продуктивными. Может быть, даже обезличивают. Объединение писателей – это, скорее, маркетинговый ход, чтобы лучше продать книгу. Мне кажется, важно искать свой голос.
Павел: Читая вас, я испытывал ощущение отстраненности от почвы, как будто это переводная книга. У вас была задача выйти на некий глобалистский уровень?
Олег: Для меня это осознанная постчеловечность. Говорящего в моей книге нельзя назвать человеком в онтологическом смысле, скорее, это голос с признаками человека. В книге говорит раздробленное сознание, которое улавливает лишь знаки, скользящие по поверхности. В итоге собирается пена, как у берега моря. Она грязная и некрасивая, но хорошо видна, а на солнце переливается различными цветами. Это срез созна ния, находящегося под давлением информационного шума.
Павел: По жизни где вы куете копейку на чай с бубликом?
Олег: Никакого занятия, которое приносило бы стабильный доход, у меня нет. Иногда это сценарии или случайные заработки. На литературе можно заработать, лишь производя ее в промышленных масштабах. Я этого делать не умею и не хочу. Brand написан так, что его структуру и стиль можно повторять до бесконечности. Но смысл в том, чтобы этого не делать.
Павел: Боязнь не соответствовать ожиданиям, особенно после первой книги, заставляла многих писателей умолкать – на время или навсегда. Когда ждать вашей следующей книги?
Олег: Необходим качественный шаг от сделанного ранее. Письмо – это единственное, в чем я вижу какой-либо смысл. Исследовать границы и возможности литературы – вот что важно. Чтобы что-то написать, нужно глубоко поверить в то, что ты делаешь, осознать необходимость письма, так что пока сроков прогнозировать не могу. Текст движется разными руслами, и какое из них достигнет метафорического океана полноценного произведения, сказать трудно.
Комментарии (0)