Офис, каким мы его знали, подходит к концу. «Собака.ru» зафиксировала историю его взлета и крушения в двадцати девяти главах
1897. Зарождение офисного рабства
Промышленная революция второй половины XIX века приводит к появлению нового сословия клерков, которые обеспечивают функционирование крупных предприятий. У тех, кто попал в офисное рабство в позапрошлом веке, те же симптомы, что и у их современных наследников: как писал Герберт Уэллс, «они вечно в страхе торопятся на работу, думая только о том, что их уволят, если они опоздают. Работают они, не вникая в дело».
1912. Моральный кодекс строителя капитализма
Появление крупного бизнеса заостряет вопрос об этике людей, им управляющих. В России лозунг «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» выдвинула газета «Биржевые ведомости», общенациональные принципы ведения дел декларированы в виде морального кодекса российского предпринимателя.
1913. Импортный менеджмент
Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождается заимствованием идей в области научной организации труда и менеджмента, бумом переводов работ Фредерика Тейлора. Его предложение унифицировать рабочие операции русскими было воспринято с трудом.
1932. Новая религия
В Японии обращают внимание на феномен корпоративной культуры: нужно работать не только над эффективностью действий сотрудников, но и над их лояльностью к компании. Коносукэ Мацусита, основатель японской корпорации Matsushita, объединяет принципы менеджмента и религии: служить компании следует с самурайской самоотдачей.
1965. Рождение кубикла
Концепция офисной мебели, которую дизайнер Джон Шифлетт разработал для компании Intel, распространяется по всему миру. Тесный отсек офиса, образованный передвижными перегородками, получил свое название от небольших загончиков, используемых для откорма предназначенного на убой молодняка. Кубикл стал самым ярким символом офисного угнетения и монотонной работы.
1967. Контактные корпоративы
Инструментарий укрепления офисного братства расширяется. Хитом корпоративных праздников становится игра, в которой участники карабкаются по телам друг друга вверх, пока образовавшаяся пирамида не рухнет. Подразумевалось, что развлечения с физическим контактом развивают командный дух менеджеров. Корпоративы постперестроечной России соединили традиции советских коллективных пьянок с новыми забавами вроде пейнтбола.
1978. Стукачество как идеология
Политолог Герберт А. Саймон формулирует «закон об информационной прозрачности», предписывающий сообщать начальству обо всех недоработках коллег. Естественная для Запада и США практика в России не прижилась: соотечественники считают «информирование» доносом и предательством.
1980. Выход поколения яппи
Термин yuppie расшифровывается как young urban professional, то есть «молодой городской профессионал». Газета The Wall Street Journal описала их как «людей, которые откладывают брак до того момента, когда они выплатят кредит за BMW». Большие зарплаты, стиль смарт кэжуал и менеджерская профессия для них объект гордости.
1984. Трудоголики и как им помочь
Карьерные амбиции заставляют самых целеустремленных работать почти круглосуточно. Для их болезни придумано слово workaholic. В книге доктора Пола Мейера «Трудоголик и его семья» даются советы, как помочь молодым людям, для которых работа стала синонимом жизни.
1985. «Золотые воротнички»
У офиса – эпоха расцвета, ее герои – «золотые воротнички»: высококвалифицированные и талантливые сотрудники, составляющие интеллектуальный капитал компании. Кроме достойной зарплаты они требуют менеджмента нового типа, для них делают исключения в офисном режиме.
1988. Бремя СХУ
Обратная сторона офисной эффективности – синдром хронической усталости: упадок сил, депрессия, головные боли, ломота в мышцах. Терапевт Пол Чейни обратил внимание на то, что все «уставшие» были карьеристами и трудоголиками в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет, работали по четырнадцать-шестнадцать часов в день и годами не брали отпуск. Через несколько лет американский Центр по контролю заболеваний окончательно постановил считать СХУ болезнью.
1990. Генсек Рональд Макдоналд
Апогей офиса: транснациональные корпорации завоевывают рынки бывших стран социализма. Под самый занавес СССР компания «Макдоналдс» приносит в страну жесткую систему контроля за действиями сотрудников, которым вместо имен присваивается персональный номер в системе. Как заметил один аналитик, «корпоративная культура как порнография: ее трудно определить, но вы знаете, что она есть, когда ее видите».
1991. Рождение Интернета
Всемирная сеть, разрабатывавшаяся в США в оборонных целях, становится общедоступной на Западе в середине 1990-х. 7 апреля 1994 года был зарегистрирован домен России – .ru, и в Интернете один за другим стали появляться русскоязычные ресурсы. Рождение Интернета следует считать началом конца офиса: ведь Всемирная сеть делала людей с каждым годом все мобильнее.
1995. Большой Брат в туалете
Из практики компании «Mарс СНГ» в быт российских офисов внедряется строгая система регулирования рабочего дня: электронные пропуска фиксируют время прихода и ухода сотрудников, замки с чипами устанавливаются даже на дверях туалетов, а в конце месяца подводится итог: сотрудник, чьи естественные потребности заняли меньше всего рабочего времени, награждается премией.
1996. Одеться по правилам
В одной из сетей компьютерных магазинов хозяева вводят специальные правила: «Сотрудник должен приходить на работу причесанным и чистым. Рубашку, белье и носки следует менять каждый день. Пользоваться душем следует два раза в день – утром и вечером, дезодорирующими средствами – утром после мытья и удаления волос из подмышечных впадин». Дресс-код, зародившийся еще в Англии начала ХХ века, прочно входит в практику отечественных офисов.
1997. Словарь разрешенных слов
Одна из крупных ритейловых сетей России вводит правила поведения сотрудников, согласно которым каждый телефонный звонок должен начинаться с вопроса: «Вам сейчас удобно разговаривать?» Теперь постоянный контроль за лексиконом – важный момент организации рабочего процесса. Давление внутри корпоративного котла возрастает.
1998. Дефолт, первый звонок
Первый кризис второго российского капитализма начался 17 августа 1998 года: лопнувшие банки, разорившиеся предприниматели, потеря населением сбережений, выросший в три раза курс доллара. Снижение зарплат сотрудникам компенсируется ростом внимания к корпоративному духу и морали.
1999. Возникает ЖЖ
Блог-платформа Live Journal была открыта 18 марта 1999 года американским программистом Брэдом Фицпатриком. В том же году в ЖЖ появились русскоязычные блогеры, и ведение собственного интернет-дневника с обязательным ворчанием по поводу увиденного накануне вечером по телевизору стало одним из основных развлечений офисных сотрудников. Многие клерки увидели в ЖЖ избавителя от постылой рутины.
2000. Появление в Интернете «языка падонков»
На основе коверканья русских слов возникает особый жаргон. Пионером стал сайт Fuck.ru. Его последователь, ресурс Udaff.com быстро приобретает бешеную популярность и превращается в ненормативную отдушину для работников, вынужденных соблюдать нормы корпоративной культуры. Наиболее известные перлы «языка падонков» – «Превед, медвед!», «Ф Бабруйск, жывотнае!», «Аццкий сотона» – пошли в народ, утратив связь с породившим их сайтом.
2001. Цель номер один
Одиннадцатое сентября, 9/11. Атака террористов на башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке становится общепризнанной «настоящей» датой начала XXI века. Зримое разрушение храма офисной религии приводит ее адептов в смятение.
2001. Мифы развенчаны
Псевдодокументальный телефильм The Office разоблачает мифы о святилище бизнеса – офисе. Британский сериал обзаводится клонами во Франции, Бразилии и США. Россия не отстает: выходят мультсериал «Офисный планктон», сериалы «Не родись красивой» и «Маргоша». Однако классикой жанра на тему офисной жизни по-прежнему считается комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман».
2002. Нам песни прибыль считать помогают!
Корпоративные гимны, возникшие еще в довоенной Японии, неожиданно приобретают невероятную популярность в России XXI века. Обычай можно объяснить комсомольской юностью многих нынешних бизнесменов. Появляется корпоративный гимн мясоперерабатывающей компании:
«Мы – рынка российского флаг!
Мы знамя победы несем
Нам всем во славу!»
Неплох и гимн компании «Конденсат»:
«И снова вперед
“Конденсат” нас зовет!
Мы все своим трудом
Улучшим жизнь и отчий дом!»
Только у самой бедной компании теперь нет своего гимна.
2003. Офисное чтиво
Премию «Национальный бестселлер – 2003» получает роман Александра Гарроса и Алексея Евдокимова «[Голово]ломка», о банковском менеджере, убивающем свое начальство. Наблюдается бум специальной офисной литературы: псевдомистика Пауло Коэльо и Сергея Лукьяненко или гламурная «жизненная» проза Бегбедера, Робски и Минаева. Продвинутые клерки предпочитают читать пособия по личностному и карьерному росту. Подобная литература еще больше разлагает офисную мораль: грезить о смерти гендиректора кажется нормальным.
2004. Сексу – нет!
Во многих российских компаниях озвучено существовавшее до этого негласно запрещение брать на работу супругов и допускать любовные связи между сотрудниками. Чтобы раскрыть нарушителей, из головного офиса в филиалы наведывается «комиссия нравов», что становится еще одним поводом для недовольства «планктона».
2006. Одноклассники всех стран, объединяйтесь!
Серьезная головная боль для руководителей компаний – сайты «Одноклассники» и «ВКонтакте»: на эти социальные сети приходится чудовищная доля интернет-трафика. Клерки еще больше уходят в виртуальное пространство, но подсознательно ждут реального освободителя. Как результат, во множестве офисов доступ к обоим сайтам заблокирован.
2007. Не стоит
В Минздраве появляется список специфических «офисных» болезней. На первом месте – маниакально-депрессивный синдром, диагноз, который стал визитной карточкой поколения «молодых обеспеченных россиян». На втором – синдром хронической усталости. Далее идут: синдром эмоционального выгорания, мигрень, остеохондроз позвоночника, бессонница, импотенция. По данным Российской ассоциации сексологов, сегодня той или иной формой сексуальной дисфункции страдает каждый пятый клерк.
2008. Великий перелом
Тучные годы внезапно закончились – грянул глобальный финансовый кризис. Миллионы безответных конторских тружеников безжалостно выброшены на улицу вместе с их невыплаченными кредитами. Для многих клерков наступает момент истины, они открывают реальный мир за пределами офиса.
2009. Расцвет дауншифтинга
По классическому западному определению дауншифтинг – это добровольный отказ от высокой должности и доходов ради простой и неторопливой жизни в кругу близких. Сначала в российской прессе о нем писали как о новомодном среди западных клерков веянии, но после кризиса явление становится популярным среди обеспеченных россиян, отправившихся проедать заработанное в Таиланд или Гоа.
2010. Гибель дресс-кода
То, чего не смог сделать даже мировой кризис, оказалось по силам погоде. Самая сильная и продолжительная за все сто сорок лет метеорологических наблюдений жара на европейской территории России изменила представления офисных сотрудников о допустимой глубине выреза у женщин и позволительности шортов на работе для мужчин. Офис, каким мы его знаем, стремительно уходит в прошлое.
1897. Зарождение офисного рабства
Промышленная революция второй половины XIX века приводит к появлению нового сословия клерков, которые обеспечивают функционирование крупных предприятий. У тех, кто попал в офисное рабство в позапрошлом веке, те же симптомы, что и у их современных наследников: как писал Герберт Уэллс, «они вечно в страхе торопятся на работу, думая только о том, что их уволят, если они опоздают. Работают они, не вникая в дело».
1912. Моральный кодекс строителя капитализма
Появление крупного бизнеса заостряет вопрос об этике людей, им управляющих. В России лозунг «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» выдвинула газета «Биржевые ведомости», общенациональные принципы ведения дел декларированы в виде морального кодекса российского предпринимателя.
1913. Импортный менеджмент
Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождается заимствованием идей в области научной организации труда и менеджмента, бумом переводов работ Фредерика Тейлора. Его предложение унифицировать рабочие операции русскими было воспринято с трудом.
1932. Новая религия
В Японии обращают внимание на феномен корпоративной культуры: нужно работать не только над эффективностью действий сотрудников, но и над их лояльностью к компании. Коносукэ Мацусита, основатель японской корпорации Matsushita, объединяет принципы менеджмента и религии: служить компании следует с самурайской самоотдачей.
1965. Рождение кубикла
Концепция офисной мебели, которую дизайнер Джон Шифлетт разработал для компании Intel, распространяется по всему миру. Тесный отсек офиса, образованный передвижными перегородками, получил свое название от небольших загончиков, используемых для откорма предназначенного на убой молодняка. Кубикл стал самым ярким символом офисного угнетения и монотонной работы.
1967. Контактные корпоративы
Инструментарий укрепления офисного братства расширяется. Хитом корпоративных праздников становится игра, в которой участники карабкаются по телам друг друга вверх, пока образовавшаяся пирамида не рухнет. Подразумевалось, что развлечения с физическим контактом развивают командный дух менеджеров. Корпоративы постперестроечной России соединили традиции советских коллективных пьянок с новыми забавами вроде пейнтбола.
1978. Стукачество как идеология
Политолог Герберт А. Саймон формулирует «закон об информационной прозрачности», предписывающий сообщать начальству обо всех недоработках коллег. Естественная для Запада и США практика в России не прижилась: соотечественники считают «информирование» доносом и предательством.
1980. Выход поколения яппи
Термин yuppie расшифровывается как young urban professional, то есть «молодой городской профессионал». Газета The Wall Street Journal описала их как «людей, которые откладывают брак до того момента, когда они выплатят кредит за BMW». Большие зарплаты, стиль смарт кэжуал и менеджерская профессия для них объект гордости.
1984. Трудоголики и как им помочь
Карьерные амбиции заставляют самых целеустремленных работать почти круглосуточно. Для их болезни придумано слово workaholic. В книге доктора Пола Мейера «Трудоголик и его семья» даются советы, как помочь молодым людям, для которых работа стала синонимом жизни.
1985. «Золотые воротнички»
У офиса – эпоха расцвета, ее герои – «золотые воротнички»: высококвалифицированные и талантливые сотрудники, составляющие интеллектуальный капитал компании. Кроме достойной зарплаты они требуют менеджмента нового типа, для них делают исключения в офисном режиме.
1988. Бремя СХУ
Обратная сторона офисной эффективности – синдром хронической усталости: упадок сил, депрессия, головные боли, ломота в мышцах. Терапевт Пол Чейни обратил внимание на то, что все «уставшие» были карьеристами и трудоголиками в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет, работали по четырнадцать-шестнадцать часов в день и годами не брали отпуск. Через несколько лет американский Центр по контролю заболеваний окончательно постановил считать СХУ болезнью.
1990. Генсек Рональд Макдоналд
Апогей офиса: транснациональные корпорации завоевывают рынки бывших стран социализма. Под самый занавес СССР компания «Макдоналдс» приносит в страну жесткую систему контроля за действиями сотрудников, которым вместо имен присваивается персональный номер в системе. Как заметил один аналитик, «корпоративная культура как порнография: ее трудно определить, но вы знаете, что она есть, когда ее видите».
1991. Рождение Интернета
Всемирная сеть, разрабатывавшаяся в США в оборонных целях, становится общедоступной на Западе в середине 1990-х. 7 апреля 1994 года был зарегистрирован домен России – .ru, и в Интернете один за другим стали появляться русскоязычные ресурсы. Рождение Интернета следует считать началом конца офиса: ведь Всемирная сеть делала людей с каждым годом все мобильнее.
1995. Большой Брат в туалете
Из практики компании «Mарс СНГ» в быт российских офисов внедряется строгая система регулирования рабочего дня: электронные пропуска фиксируют время прихода и ухода сотрудников, замки с чипами устанавливаются даже на дверях туалетов, а в конце месяца подводится итог: сотрудник, чьи естественные потребности заняли меньше всего рабочего времени, награждается премией.
1996. Одеться по правилам
В одной из сетей компьютерных магазинов хозяева вводят специальные правила: «Сотрудник должен приходить на работу причесанным и чистым. Рубашку, белье и носки следует менять каждый день. Пользоваться душем следует два раза в день – утром и вечером, дезодорирующими средствами – утром после мытья и удаления волос из подмышечных впадин». Дресс-код, зародившийся еще в Англии начала ХХ века, прочно входит в практику отечественных офисов.
1997. Словарь разрешенных слов
Одна из крупных ритейловых сетей России вводит правила поведения сотрудников, согласно которым каждый телефонный звонок должен начинаться с вопроса: «Вам сейчас удобно разговаривать?» Теперь постоянный контроль за лексиконом – важный момент организации рабочего процесса. Давление внутри корпоративного котла возрастает.
1998. Дефолт, первый звонок
Первый кризис второго российского капитализма начался 17 августа 1998 года: лопнувшие банки, разорившиеся предприниматели, потеря населением сбережений, выросший в три раза курс доллара. Снижение зарплат сотрудникам компенсируется ростом внимания к корпоративному духу и морали.
1999. Возникает ЖЖ
Блог-платформа Live Journal была открыта 18 марта 1999 года американским программистом Брэдом Фицпатриком. В том же году в ЖЖ появились русскоязычные блогеры, и ведение собственного интернет-дневника с обязательным ворчанием по поводу увиденного накануне вечером по телевизору стало одним из основных развлечений офисных сотрудников. Многие клерки увидели в ЖЖ избавителя от постылой рутины.
2000. Появление в Интернете «языка падонков»
На основе коверканья русских слов возникает особый жаргон. Пионером стал сайт Fuck.ru. Его последователь, ресурс Udaff.com быстро приобретает бешеную популярность и превращается в ненормативную отдушину для работников, вынужденных соблюдать нормы корпоративной культуры. Наиболее известные перлы «языка падонков» – «Превед, медвед!», «Ф Бабруйск, жывотнае!», «Аццкий сотона» – пошли в народ, утратив связь с породившим их сайтом.
2001. Цель номер один
Одиннадцатое сентября, 9/11. Атака террористов на башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке становится общепризнанной «настоящей» датой начала XXI века. Зримое разрушение храма офисной религии приводит ее адептов в смятение.
2001. Мифы развенчаны
Псевдодокументальный телефильм The Office разоблачает мифы о святилище бизнеса – офисе. Британский сериал обзаводится клонами во Франции, Бразилии и США. Россия не отстает: выходят мультсериал «Офисный планктон», сериалы «Не родись красивой» и «Маргоша». Однако классикой жанра на тему офисной жизни по-прежнему считается комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман».
2002. Нам песни прибыль считать помогают!
Корпоративные гимны, возникшие еще в довоенной Японии, неожиданно приобретают невероятную популярность в России XXI века. Обычай можно объяснить комсомольской юностью многих нынешних бизнесменов. Появляется корпоративный гимн мясоперерабатывающей компании:
«Мы – рынка российского флаг!
Мы знамя победы несем
Нам всем во славу!»
Неплох и гимн компании «Конденсат»:
«И снова вперед
“Конденсат” нас зовет!
Мы все своим трудом
Улучшим жизнь и отчий дом!»
Только у самой бедной компании теперь нет своего гимна.
2003. Офисное чтиво
Премию «Национальный бестселлер – 2003» получает роман Александра Гарроса и Алексея Евдокимова «[Голово]ломка», о банковском менеджере, убивающем свое начальство. Наблюдается бум специальной офисной литературы: псевдомистика Пауло Коэльо и Сергея Лукьяненко или гламурная «жизненная» проза Бегбедера, Робски и Минаева. Продвинутые клерки предпочитают читать пособия по личностному и карьерному росту. Подобная литература еще больше разлагает офисную мораль: грезить о смерти гендиректора кажется нормальным.
2004. Сексу – нет!
Во многих российских компаниях озвучено существовавшее до этого негласно запрещение брать на работу супругов и допускать любовные связи между сотрудниками. Чтобы раскрыть нарушителей, из головного офиса в филиалы наведывается «комиссия нравов», что становится еще одним поводом для недовольства «планктона».
2006. Одноклассники всех стран, объединяйтесь!
Серьезная головная боль для руководителей компаний – сайты «Одноклассники» и «ВКонтакте»: на эти социальные сети приходится чудовищная доля интернет-трафика. Клерки еще больше уходят в виртуальное пространство, но подсознательно ждут реального освободителя. Как результат, во множестве офисов доступ к обоим сайтам заблокирован.
2007. Не стоит
В Минздраве появляется список специфических «офисных» болезней. На первом месте – маниакально-депрессивный синдром, диагноз, который стал визитной карточкой поколения «молодых обеспеченных россиян». На втором – синдром хронической усталости. Далее идут: синдром эмоционального выгорания, мигрень, остеохондроз позвоночника, бессонница, импотенция. По данным Российской ассоциации сексологов, сегодня той или иной формой сексуальной дисфункции страдает каждый пятый клерк.
2008. Великий перелом
Тучные годы внезапно закончились – грянул глобальный финансовый кризис. Миллионы безответных конторских тружеников безжалостно выброшены на улицу вместе с их невыплаченными кредитами. Для многих клерков наступает момент истины, они открывают реальный мир за пределами офиса.
2009. Расцвет дауншифтинга
По классическому западному определению дауншифтинг – это добровольный отказ от высокой должности и доходов ради простой и неторопливой жизни в кругу близких. Сначала в российской прессе о нем писали как о новомодном среди западных клерков веянии, но после кризиса явление становится популярным среди обеспеченных россиян, отправившихся проедать заработанное в Таиланд или Гоа.
2010. Гибель дресс-кода
То, чего не смог сделать даже мировой кризис, оказалось по силам погоде. Самая сильная и продолжительная за все сто сорок лет метеорологических наблюдений жара на европейской территории России изменила представления офисных сотрудников о допустимой глубине выреза у женщин и позволительности шортов на работе для мужчин. Офис, каким мы его знаем, стремительно уходит в прошлое.
Комментарии (0)