Подумаешь, плохой климат. На пляже в Майами тоже душно. Но Майами все любят. Там весело. Там «Арт-Майами». В закрытом ресторане Андрея Дмитриева (крабовая паста – прозрачные стулья – свечи миланского Duomo) Африка рассказал мне историю про «Арт-Майами»: художники, не попавшие в галереи, вместе с кураторами сняли отель и торгуют искусством в номерах. Коллекционеры приобретают альтернативный арт, ближе знакомятся с жизнью артистов... Я представила: художник, усатый латинский любовник, под ручку с декольтированной галеристкой зазывает любителей прекрасного в формате бара go-go.
У нас теперь тоже много галеристов. Если девушка вешает эстамп на кухне, это называется – галерея. Движение в правильном направлении. Но вряд ли следующая остановка – «Арт-Петербург». У нас все понарошку. Это все равно что взять пластиковый домик для детских площадок, развесить в нем картинки моей собаки, пригласить гостей от двух до шести лет… И объявить это вернисажем со светской хроникой!
Модный художник позвал на выставку. Пришлось, рискуя подвеской, ехать в спальный район, где между таунхаусами и социалкой – старый дачный дом, галерея. В детстве нам нравилось залезать в заброшенные дома. В этом висели штудии обнаженной натуры. Почему-то рядом с окном. Чтобы дети из-за света не разглядели? Спросила хозяйку в опрятном линялом спорткостюме о концепции места. Она покосилась на мое пальто Martin Margiela с настроченной органзой, имитирующей потертость (надетое для богемности): «Много вас тут таких ходит», – и ушла к костру в сопровождении дворняги.
Было какое-то очарование в лысом саду, где только две гигантские розы, и те арт-объекты. Клубная атмосфера типа
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»? Я заметила владелицу
одного из самых профессиональных выставочных залов –
певицу и галеристку Анну Нову. Еще был известный фотограф, контркультурный режиссер и монстр российской иллюстрации. Пришли молодые художники, которых в искусстве
привлекает не возможность пить водку и не ходить в офис к десяти, а само искусство, что удивительно.
Хозяйка решала вопросы парковки: «Чья машина у ворот?» Я снова почувствовала себя будто в старомодной
французской комедии положений с Ришаром и Депардье.
Мои акции поползли вверх. Хозяйка не могла сопоставить
авто и пальто.
Я наткнулась на галеристку, уже третью, – умную, тонкую, с улыбкой Моны Лизы. У нее было два высших образования и
непроданная выставка моей подруги. «Я вообще не занимаюсь коммерцией, – гордо сказала она. – Спрашивают: на что
же ты живешь? Ну, как-то так…»
А владелец магазина деликатесов, зарабатывающий сдачей квартир, гордится, что поддерживает производителей
пармской ветчины?
Галеристами становятся люди, у которых есть другой доход. От галереи они ждут нового: интересного общения, чего-то красивого. «Зарабатывать деньги
им скучно», – сказал художник, чье резюме можно читать в качестве средства от депрессии.
Я вытащила из грязи десятисантиметровый каблук Manolo Blahnik и помчалась назад к цивилизации. Это праздник?
Возможно. Это галерея? Если так, вечеринки Милославского пора выставлять в МоМА. Результат экспозиции: ничего не продано, куцая заметка в городском
еженедельнике, плюс зависть коллег. Зато повеселились.
Когда продают колбасу – пишут программу, как продать, делают медиа-имидж продукта. А где у нас продукты вроде Дэмиена Херста? Или Александра Сосновского, заставившего всю
Ниццу своими скульптурами? Есть достойные художники,
нет медиаобразов. И нет продаж, естественно.
«Гораздо приятнее, когда по-настоящему! – говорил мой приятель из Лос-Анджелеса, изнуренный анорексичными
подружками. – Пусть они едят!»
Гораздо приятнее, когда по-настоящему: пусть арт продают, а художники будут знамениты, как Максим Галкин.
Это многое бы изменило. Представьте, едете по нижнему
шоссе, а кругом – пальмы (в кадках), попугаи (как в рекламе Diesel) и красивые люди (в дизайнерской одежде и в
мишленовских ресторанах) с картинами! «Арт-Петербург»
vs. «Арт-Майами». Будет весело!
Комментарии (0)