Именно этим юридическим термином критик Андрей Пронин описывает положение дел в петербургском театре, где главная установка: оставить все как есть.
Если устраивать афтепати уходящего театрального года, то звать на нее желательно группу Status Quo. Во-первых, потому что, средний возраст зрителей и творцов примерно совпадает с возрастом ее музыкантов, — уйти от бытовавшего в конце 1990-х годов стереотипа, что в театр ходят одни только старушки, удалось, но пока недалеко. Во-вторых и в-главных, слова «статус-кво» можно написать на знамени городских культурных властей. После ухода нервного председателя Комитета по культуре Дмитрия Месхиева наступила эпоха тиши и глади. Всякому сверчку позволено обживать свой шесток: некоторые, как водится, сверчат, некоторые дрыхнут. Сама власть, кажется, уже не прочь слегка пободаться с общественностью, просто чтобы о ней не забывали. «А мы вот назначили в Мюзик-холл худруком Фабио Мастранджело», — бросает власть общественности надменно. «Кого-кого? — вяло переспрашивает общественность. — Куда-куда? В Мюзик-холл? А он еще существует?» Казалось бы, надо завидовать Москве и бурным преобразованиям Сергея Капкова, раздавшего плохие театры хорошим режиссерам. Но посмотришь на побочные эффекты, на всю ту гнусь, которая проговаривается в курилках и интернетах, на почти уже горячую войну между «консерваторами» и «реформаторами», — посмотришь и задумаешься. Может, наше сонное царство имеет свои преимущества? C театрами федерального подчинения, как и полагается, все было сложней. Всю первую половину года ходили слухи, что кормчий Мариинки Валерий Гергиев хочет взять на абордаж Консерваторию и Вагановское училище. В конце года Гергиеву было многократно в этом публично отказано, а сам маэстро заявил, что ничего подобного не желал, а, напротив, внутренне этому сопротивлялся. Скандальная ссылка капризного балетного премьера Николая Цискаридзе в Вагановку вызвала много шума, но считать его «человеком Гергиева» нет никаких разумных оснований. Новый худрук БДТ Андрей Могучий развернул такую бурную деятельность, что наибольшее беспокойство теперь вызывает не будущее театра, а самочувствие самого Могучего: сможет ли он выдержать нечеловеческие нагрузки? В планах новоназначенного руководителя Цирка на Фонтанке Славы Полунина куда меньше конкретики. Пока что из-под купола раздаются преимущественно всхлипы: сотрудники жалуются на Полунина, который якобы к ним не приходит, ничего не делает, но при этом активно подрывает основы циркового искусства, а сам Полунин тем временем жалуется на черствые городские власти, которые не дают ему поставить на улице шапито. Короче, жалко всех. Но и тут волшебный статус-кво воцаряется сам собой. Выгнали «Лицедеев» хозяева бизнес-центра «Толстой Сквер», а площадка не пустует: там выпускает спектакль Полунин. «А как же “Лицедеи”?» — спрашивают Славу. Он отвечает: «Я позвал их работать у себя в цирке».
Комментарии (0)