Ленинград — Петербург десятилетиями убедительно играл в наших фильмах роли Лондона, Берлина, Парижа, Вены, а иногда Москвы, российской провинции и даже Ташкента. Мы предлагаем познавательный экскурсионный маршрут по улицам города.
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ С легкостью необыкновенной Петропавловка превращается то в уездный город N. — в рязановском «О бедном гусаре замолвите слово», то в английский портовый город Бристоль — в «Острове сокровищ» Владимира Воробьева. В случае с экранизацией Стивенсона пристань снимали на берегу Невы, за Невскими воротами крепости, а площадь и таверну — в Государевом бастионе. На экране все действие продолжается чуть более пяти минут, но съемки заняли несколько дней. |
|
ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ Через перрон бывшего Царскосельского вокзала прошло множество героев самых различных фильмов, от «Начальника Чукотки» Виталия Мельникова до «Анны Карениной» Сергея Соловьева. Отсюда же, кстати, Холмс с Ватсоном уезжали «на континент» от зловещего профессора Мориарти. А в «Белой гвардии» Сергея Снежкина вокзал и вовсе обернулся штабом белогвардейцев. Сотрудники вокзала к кино уже привычны. Однажды на съемках сериала Владимира Хотиненко «Гибель империи» один из массовочных офицеров, гремя саблей и путаясь в полах шинели, опрометью ринулся к туалетам. «Ваше благородие, — молвила работница, — куда ж вы в женский-то?» |
|
МОХОВАЯ УЛИЦА, 27–29 Как известно, булгаковский профессор Преображенский обитал в Москве, в Обуховом переулке. Но Владимир Бортко в «Собачьем сердце» предпочел снимать столицу в Петербурге, так что «похабную квартирку», в которую профессор привел пса Шарика, разместили в доме страхового общества «Россия». Стоит заметить, что дом, в котором обитали министры, после известных октябрьских событий превратили в коммунальный ад швондеры всех мастей. |
|
ЯМСКОЙ РЫНОК На фоне колонн рынка на углу улиц Марата и Разъезжей провожает свою воинскую часть разжалованный в солдаты «бедный гусар» Плетнев в исполнении Станислава Садальского. Но куда колоритнее этот типично петербургский рынок выглядит у Владимира Бортко в том же «Собачьем сердце»: именно на его ступенях в студеную зимнюю пору состоялась первая встреча профессора Преображенского с Шариком. |
|
УЛИЦА САВУШКИНА, 30 Герой одной из лучших отечественных киносказок «Старик Хоттабыч» Волька ибн Алеша (Алексей Литвинов) нашел в Москве-реке кувшин с джинном и отправился домой... на улицу Савушкина. В этом фильме вообще здорово намудрили с локациями. К примеру, знаменитый футбольный матч, на котором престарелый джинн объелся мороженым, снимали на двух ленинградских стадионах: зрители сидят на трибунах стадиона имени Кирова, а игроки бегают по газону небольшого стадиона «Светлана», расположенного напротив одноименного завода на Светлановском проспекте. А Литвинов больше в кино не снимался и, окончив школу, подался в электромеханики. И кстати, пионер-то был вовсе не блондином: вместо того чтобы найти подходящего мальчика, волосы юного актера вытравляли перекисью. |
|
УЛИЦА РЕПИНА Прежде самая узкая улица Петербурга называлась Соловьевским переулком, по имени жившего здесь крупного золотопромышленника, а в блокаду превратилась в морг. Кинематографисты любят ее за особую патриархальную романтичность. Здесь навстречу Александру Галибину с желтыми цветами в руках идет Анна Ковальчук в одной из сцен сериала «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Здесь же герой мистической драмы Олега Тепцова «Господин оформитель» Платон Андреевич (Виктор Авилов) преследует монашку и попадает к дому Анны, перевернувшей всю его жизнь. |
|
КАЗАНСКИЙ СОБОР Про массовую драку персонажей комедии Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», которая происходит среди колонн Казанского собора, даже напоминать неловко. Другое дело сцена римского маскарада в «Узнике замка Иф» — наконец-то в кино использовали тот факт, что храм строили по образу и подобию собора Святого Петра в Риме. |
|
ДОМ УЧЕНЫХ Во дворец великого князя Владимира Александровича, временно ставший клубом «Диоген», приводил Ватсона к своему загадочному брату Майкрофту Шерлок Холмс. В «Узнике замка Иф» лестницу и зимний сад Дома ученых имени Горького подали зрителям как интерьеры дома Данглара (Алексей Жарков), предавшего своего друга Дантеса (Виктор Авилов). А в сериале «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» дворец «скукожился» до особняка нью-йоркского сыщика. Кстати оказалась и местная оранжерея, правда, чтобы герой Донатаса Баниониса мог любоваться многообразием орхидей, экзотические растения пришлось собирать по всем цветочным магазинам города. |
|
ДОМ ЮРИСТА, ОН ЖЕ ОСОБНЯК КЕЛЬХА Авантюрную драму «Золотое сечение» Сергей Дебижев где только не снимал — и в Париже, и в Венеции, и даже в Королевстве Камбоджа. Но пригодился ему и Петербург: парижское обиталище масона высокого ранга (его сыграл «александриец» Николай Мартон) было снято в Готической столовой особняка барона Кельха. Здесь же по воле продюсера и режиссера-дебютанта Сергея Жигунова в его выходящей на экраны версии «Трех мушкетеров» живет коварный Ришелье. Стоит заметить, что Василий Лановой в кардинальском облачении как нельзя лучше смотрится на фоне псевдоготической изощренности. |
|
«КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК» Лондонскими задворками конца XIX века прикинулся в сериале «Одержимый» завод резиновых изделий на Обводном канале. Съемки проходили ночью, и огромные заброшенные корпуса, освещавшиеся только софитами, выглядели зловеще. К тому же моросил дождь, пиротехники нагнали пресловутый лондонский туман — было и вправду страшновато, и маньяк мерещился на каждом углу. За ту же инфернальность выбрал один из корпусов завода и Константин Лопушанский, снимая мистических «Гадких лебедей». Чудовищность происходящему добавили кучи мусора и стаи бродячих собак. А на съемках «Сталинграда» Федора Бондарчука стариков, женщин и детей угоняли в Третий рейх прямо от главной проходной завода. |
|
ТОЛСТОВСКИЙ ДОМ Шестиэтажный дом, а по сути огромный квартал между Фонтанкой и улицей Рубинштейна с целой системой дворов просто просится на экран. Он был облюбован режиссером Игорем Масленниковым. В одной из частей его шерлокианы туповатый «пастор» Ватсон — Виталий Соломин напрасно спешит в кебе сквозь арки дворов, чтобы предупредить о смертельной опасности бедного юношу Рональда Адера. И здесь же Масленников поселил Елену Сафонову в «Зимней вишне». А вот почему именно в этом доме живет бабушка героя подростковой лав-стори Ильи Фрэза «Вам и не снилось» — загадка. Тем более что актер Никита Михайловский в финале срывается с подоконника дома на Фонтанке, а падает на землю где-то в Москве. |
|
МУЗЕЙ-КВАРТИРА НЕКРАСОВА Первое, что бросается в глаза в квартире поэта Некрасова, — чучело медведя с подносом для визиток в лапах. Рядом с этим мишкой и сидел князь Мышкин (Евгений Миронов) в телеверсии романа Достоевского «Идиот», ожидая, когда его позовут к генералу Епанчину. В этом же доме жил и легкомысленный братец Анны Карениной Стива Облонский со своим многочисленным семейством — в фильме Сергея Соловьева. Музейщики переживали, что немного нескладный Александр Абдулов уронит одно из многочисленных чучел уток, надо полагать подбитых хозяином квартиры. |
|
ОЗЕРО РАЗЛИВ История российского игрового кинематографа начинается с того летнего дня 1909 года, когда берега озера Разлив, вскорости ставшего знаменитым благодаря вождю мирового пролетариата и его шалашу, огласились криками «Скорей! Два метра осталось! Стенька, ну же, ревнуй!!!», стрекотом трехногой камеры и мельтешением грубо загримированных, наряженных в боярские костюмы актеров. В этот исторический день был снят первый русский фильм — семиминутная история «Понизовая вольница» про Стеньку Разина и утопленную им княжну. Увидеть ее довелось 15 октября того же года, публика стонала от восторга и хором распевала знаменитое «Из-за острова на стрежень...». |
|
САПЕРНЫЙ ПЕРЕУЛОК, 13 У этого дома с атлантами начались съемки «Поклонницы» — фильма киноклассика Виталия Мельникова, рассказывающего о непростых отношениях Чехова и замужней писательницы Лидии Авиловой. Сюда, к себе домой, спешила эта самая Авилова (Светлана Иванова), нагруженная пачками газет, в которых были напечатаны рассказы обожаемого ею Чехова. В тот мартовский день все мечтали о тепле, кроме съемочной группы: ей по сюжету нужен был снег. Надо было видеть досадующее лицо оператора Сергея Астахова, когда окна дома внезапно озарились солнечными бликами. |
|
МУХИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ После фильма Алексея Балабанова «Мне не больно» все убедились: к холодной красоте Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица очень идет холодная красота Ренаты Литвиновой. В том же зале, где Балабанов изображал светскую вечеринку, создатели ремейка «Джентльмены, удачи!» снимали стартовую сцену похищения национального символа Казахстана — доспеха Золотого воина. В отличие от Литвиновой, Гоша Куценко в зеленой домашней кофте не вписывался в антураж. |
|
ИЖОРСКИЙ ЗАВОД В августе 2003 года фашисты захватили Ижорский завод — к счастью, лишь в «Бункере», том самом немецком фильме, который прославился съемками разбомбленного Берлина на нашей улице Шкапина. На заводе, рядом со вторым механосборочным цехом, немецкие кинематографисты нашли подходящее бомбоубежище. Сейчас их российским коллегам, конечно, не до фабрик, а в эпоху прославления заводских будней эти цеха часто становились съемочной площадкой. Например, как выглядели сталелитейные цеха Ижорского завода в начале 1970-х годов, можно увидеть в фильме «Здесь наш дом». Кстати, на гонорар за съемки в этом фильме Ирина Мирошниченко купила в ленинградской комиссионке два черных канделябра. |
|
ДАЧА ГАУСВАЛЬД Этот дом в стиле модерн на Каменном острове известен всем как особняк Ирэн Адлер, в которую влюбился главный герой шерлокианы Игоря Масленникова. В музыкальном фильме Яна Фрида «Дон Сезар де Базан» она сыграла роль охотничьего домика короля. Работа съемочной группы зависела от режима санаторияпрофилактория Ленинградского Металлического завода, который располагался на даче, — крики и свет прожекторов в окна допускались только до отбоя. Впрочем, без санаторной помощи не обошлось: в сцене прыжка главного героя с крыши в седло каскадер приземлялся вовсе не на лошадиный круп, а в гору поролоновых подушек от местных кресел. |
|
КОЖЕВЕННАЯ ЛИНИЯ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА Понятно, когда в кино Петербург становится Веной, Парижем или Берлином. Но Алексей Герман умудрился самый европейский в России город превратить в Ташкент. Причем в зимний. И снимали его не где-нибудь у мечети на Петроградке, а на Васильевском острове, на одной из самых промышленных улиц. Как это получилось на съемках фильма «Двадцать дней без войны»? Притащили из зоопарка ослика Сему, загрузили его тележку тюками да ящиками — вот и все. А говорят, Восток — дело тонкое. |
|
ГОСТИНИЦА «ПРИБАЛТИЙСКАЯ» Надо сказать, работники отеля явно гордятся, что Петр Тодоровский снимал у них свой мегахит «Интердевочка». Забавно, что гостиницу построили к Олимпиаде-80 шведы, экранизация повести Владимира Кунина — тоже совместное производство СССР и Швеции, и западным раем для героини Елены Яковлевой стала опять же Швеция. А вот про другой фильм «прибалтийцы» упомянуть забывают, между тем как раз на ступенях их отеля особенно художественно падает профсоюзный деятель Рафферти (Олег Борисов) в одноименной картине Семена Арановича. |
|
КОНЮШЕННАЯ ПЛОЩАДЬ Именно в бывших царских конюшнях по воле режиссера фильма «Преступление и наказание» Дмитрия Светозарова жил Родион Раскольников (Владимир Кошевой). Во время съемок постановщик не раз жаловался, как трудно найти «живые» объекты, не тронутые временем. Съемочная группа сутками бродила по Петербургу в поисках мест, меньше всего отягощенных приметами современности. Так что прощай, Сенная площадь, и да здравствует Конюшенная! Спасением для киношников стало здание бывших царских конюшен, которое не ремонтировали пару сотен лет. Здесь поставили декорации и снимали все «комнатные» сцены. |
Комментарии (4)