Эдуард Лимонов
Церкви нужно стать бедной
Народная любовь к писателю, недавно отметившему свое семидесятилетие, продолжает прирастать, а его мнение по вопросам общественного устройства — вдохновлять и волновать мятущиеся умы соотечественников.
Как вы оцениваете сегодняшние тенденции укрепления религиозных настроений во власти и в обществе?
Никакого укрепления религиозных настроений в обществе я не вижу. В скандале с Pussy Riot проявилась скорее не религиозность большинства населения, а его приверженность к самостоятельной традиции, а у нас традиций не много. Девицы эти оскорбили национальную традицию, грубо и глупо оскорбили. Либеральная прозападная интеллигенция совершила огромную ошибку, поддержав их, рассчитывая выступить против церкви как части власти. «Рассерженные горожане» пошли против большинства народа. Очень нерасчетливо. Верующих же в Господа как сверхсущество у нас как было немного, так и осталось минимум. Впрочем, в Европе та же история, церкви стоят пустые. У нас ведь тоже, в сущности, пустые — заполняются только на Пасху да на Рождество. Среди этих тысяч богомольцев лишь горстка истинно верующих и толпа приверженцев традиции.
Ваш прогноз развития государственной стратегии и отношения к ней россиян на ближайшее будущее?
«Национальная идея», «государственная стратегия» — это понятия настолько большие, что они полны неопределенности. По существу, национальная идея России — это русское государство. А государственная стратегия — это неизбежно развитие и поддержание русского государства в бодром и сильном состоянии. Россияне все еще многочисленны, но в большинстве своем они будут аплодировать сильному, здоровому государству — например, объединению России и Казахстана, России и Украины. Я думаю, все очень ободрятся, если нечто такое случится. Кровь будет бежать у граждан по венам намного веселее.
«Раскол принесет обновление и новое рождение церкви. Став бедной, церковь приблизится к людям»
Вы как-то сказали: «Я желаю церкви, чтоб она треснула по швам». Это вызвано политикой РПЦ или просто отношением к религии как таковой?
Чтобы Русская церковь ожила, ей нужно отлепиться от власти и стать бедной, обратиться к бедным, усталым и страдающим. Тогда она подымет и свой авторитет, и авторитет Господа. Я желал и желаю церкви раскола. Он принесет ей обновление и новое рождение. Став бедной, церковь приблизится к людям.
Вы автор книг «Ереси» и Illuminationes. В них рассматриваются различные гипотезы происхождения человека, противоречащие как религиозным представлениям, так и признанным научным теориям. Не было ли у вас искушения основать собственную религиозную секту, ведь таким образом вы бы многократно умножили число своих сторонников?
Все, кто решается основать религиозное движение, делают это с желанием основать церковь, а не секту. Если под признанной научной теорией вы имеете в виду дарвинизм, то дарвинизм — ненаучное заблуждение, возникшее в тот период мировой истории, когда науки едва начали скромно рождаться. Искушение у меня было и есть, однако новая религия — огромнейшее и безумное предприятие, в которое даже я медлю пускаться.
Факт
Писатель и политик, основатель запрещенной Национал-большевистской партии и «Другой России», так и не зарегистрированной госорганами, сегодня Эдуард Лимонов — один из самых авторитетных интеллектуалов страны. Благодаря биографии Эммануэля Каррера во Франции чуть ли не канонизирован, то есть причислен к сонму великих революционеров.
|
Комментарии (1)