Российской видеоиндустрии около двадцати лет. Журнал «Собака.ru» призвал к ответу тех, кто музыку играет и кто ее показывает. Мы поговорили с главными клипмейкерами российского видео. Взломали культурные коды и разложили их на пиксели. Вспомнили, наконец, как все начиналось.
ЧТО ДЕЛАТЬ
ПОКАЖИТЕ СВОЙ МЕССЕДЖ ЧЕРЕЗ ПОНЯТНЫЕ АЛЛЕГОРИИ — НАПРИМЕР, ЗАКЛЕЙТЕ МАССОВКЕ РТЫ СКОТЧЕМ.
Баста, «Солнца не видно», 2011
ЛУЧШИЙ ЛУК — СТАРАЯ КЕНГУРУХА.«Песочные люди», «Боль моя», 2010 |
|
ИГРАЙТЕ НА КОНТРАСТАХ - ПОКАЖИТЕ, КАК ДЕТИ ИГРАЮТ С ОКУРКАМИ.«Песочные люди», «Боль моя», 2010 |
|
НЕ ЧУРАЙТЕСЬ НАСИЛИЯ, ОРИЕНТИРУЙТЕСЬ НА КЛИП JUSTICE — STRESS.Justice, Stress, 2011 |
|
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДОКУМЕНТАЛЬНУЮ ХРОНИКУ И ФРАГМЕНТЫ ТЕЛЕПРОГРАММ, ТАК ВЫ ПОДЧЕРКНЕТЕ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО И СЭКОНОМИТЕ БЮДЖЕТ.Игорь Григорьев, «Бестолковая любовь», 2012 |
|
НЕ НАДО СТЕСНЯТЬСЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО: НЕПОНЯТНО ОТКУДА ВЗЯВШИЕСЯ НА СВАДЬБЕ ТАНКИ И МОЦАРТ НА КУХНЕ УСИЛИВАЮТ ОЩУЩЕНИЕ АБСУРДА И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА.«Каста», «Пусть пригодится», 2012 |
|
ВАШ ЛОЗУНГ: РЕАЛЬНОСТЬ КУСАЕТСЯ. ТЩАТЕЛЬНО ФИКСИРУЙТЕ ЕЕ НЕПРИГЛЯДНЫЕ ЧЕРТЫ — ГРЯЗНЫЕ УЛИЦЫ, БАНДИТСКИЕ РАЗБОРКИ, ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ.«Песочные люди», «Боль моя», 2010 |
ДОСЬЕ
Злоба дня, характерная для хип-хопа, получила яркое воплощение в клипах Рустама Романова «Солнца не видно» для Басты и «Боль моя» для группы «Песочные люди». Их сила — в узнаваемых приметах времени и несложных метафорах: ветер, треплющий объявления о кредитах, крупные планы людей с заклеенными ртами. И хотя сами рэперы по привычке подают свое творчество как «суровую правду улиц», превращение андеграундного в нашей стране жанра в одну из граней поп-культуры — вполне логичное развитие ситуации. Эта самая «правда» отношения к реальному раскладу на улицах большей частью не имеет и, скорее, выглядит как вымышленный мир, скопированный с американских образцов: правильные пацаны в капюшонах и широких штанах на фоне городских стен с граффити.
Такие артисты, как «Каста», повзрослев и найдя в себе силы признаться в этом, плавно ушли от эксплуатации старых образов. Группа уделяет клипам большое внимание, все тщательно выверено и спродюсировано, каждая новая работа выглядит на порядок выше предыдущей: «Сочиняя мечты» Егора Абраменко, «Такое чувство» Ирины Бычковой, «Вокруг шум» Михаила Сегала.
На фоне откровенно мейнстримовых видео Гуфа и Лигалайза выделяются клипы Андрея Давыдовского для группы «25/17» — «Череп и кости», «Только для своих», «Мама, мы все тяжело больны», где стереотип «злых улиц» откровенно игнорируется.
Пока эти музыканты преодолевают рамки своей эстетики, элементы реализма осваиваются артистами иных жанров. Пример — клип Андрея Борисова «Бестолковая любовь» для Игоря Григорьева, стилизованный под сюжет телеканала «Дождь», где трансляция прерывается кадрами уличных восстаний, погрома в офисе и поющих таджиков.
ЭТАЛОН ЖАНРА
КАРАНДАШ «Все любят родину» |
Денис Григорьев (Карандаш): «Идея клипа принадлежит мне и частично режиссеру Андрею Харзееву. Он сделан в манере оппозиционной эстетики, хотя снимался, когда еще не было никаких “Маршей миллионов” и Pussy Riot. Мы просто хотели показать, что обычные люди вынуждены скрывать свои лица, даже когда просто говорят про свой быт и свою жизнь. Это видео адресовано народу. Хотелось сказать: народ имеет ту власть, которой достоин. Сами не лучше». |
ВАСИЛИЙ ШУМОВ/МИХАИЛ БОРЗЫКИН «Позитиф» |
Михаил Борзыкин: «Я устал от наглой пропаганды “позитивненького” мировосприятия, которое, по сути, является обманом и промыванием мозгов. Наш клип — это ирония, направленная против внутренней эмиграции, в которой застряло сейчас большое число россиян. Он адресован людям, способным анализировать и чувствовать, то есть еще живым. А чтобы донести идею по максимуму, мы пригласили участвовать Юлию Болдинову, сурдопереводчицу на Первом канале». |
JEEVES «Доярка» |
Алексей Бухаров: «Я сочинил эту песню под влиянием от поездки в северную Белоруссию. Решив сделать клип, мы нашли человека из Барнаула, Стаса Логинова. Услышав песню, Стас сказал, что готов снять клип в своем родном селе. Привлек знакомую девушку, нашел местного забулдыгу. Мы не пытались создать что-то искусственное, а хотели воспроизвести ощущение реальности, пьяной и сумасшедшей деревни. Есть в этом что-то от эстетики абсурда, которым богата русская традиция, вспомним Хармса, Сологуба». |
РУСТАМ РОМАНОВ
Автор клипов Басты, «АК-47» и «Песочных людей» выступает в жанре социальной драмы: реальный мир суров, но не лишен надежды.
Я снимаю хип-хоп-видео. Моя задача — визуализировать то, о чем говорится в песне. Это может быть как история, так и абстрактный арт-сюжет. Есть, конечно, жанр стритвидео, где парни стоят у стенки и читают. Я это тоже снимаю, но с меньшим интересом. Просто есть рэп о рэпе, а есть рэп о жизни. В первом случае его смотрят только рэперы. Во втором – гораздо более широкая аудитория. Это меня и интересует — серьезные клипы со смыслом.
Обозначать, что такое хорошо и что такое плохо, нужно всегда. Надо различать эти вещи и показывать как. Можно назвать это социальной критикой. Но мы живем в социуме. Живем в непростое время. Хотя у человечества не было простых времен. Поэтому если на съемках я увижу что-то неожиданное, что поможет мне заострить конфликт, я это обязательно использую. Например, в клипе группы «Песочные люди» «Боль моя» я показал, как дети за железной сеткой играют в песочнице пластиковыми стаканчиками, а рядом какие-то окурки, шприцы, пустая бутылка из-под водки. Это все валялось рядом, я взял эти предметы и поставил в кадр — они все равно находились на площадке.
Никогда не думал, что стану режиссером, но снимать тянуло с детства. Ульяновск 1990-х, где я вырос, был до-статочно тяжелым местом для реализации своих амбиций. Моей мечтой была камера, и я попросил отца ее купить. Когда она у меня появилась, я влюбился в видео, снимал все подряд и стал делать свои первые клипы под музыку, которая мне тогда нравилась. Из аппаратуры был только видеомагнитофон, я набрасывал сценарий и снимал друг за другом короткие фрагменты по три-пять секунд. Помню, первой работой стала собственная версия клипа Bittersweet Symphony группы The Verve. А в 2009 году экс-участники группы «Ю.Г.» Винт и Мэф пригласили меня снять им клип «Большой город». Его хорошо приняли на центральном хип-хоп-портале Rap.ru, пошли запросы, и я переехал в Москву. Не считал, честно говоря, сколько клипов я сделал за эти три года, но около тридцати точно.
Первой серьезной работой я считаю клип «А че?» для Шарпа и Сидра. Мы достали денег на хорошую аппаратуру и придумали достойное видео с крепкой хип-хоп-массовкой в спортзале и околокриминальным сюжетом. Меня позвал на свой лейбл Влади из «Касты», мы стали делать интересные клипы «Песочным людям». Наше сотрудничество с Бастой началось, когда я получил приглашение снять «Мегаполис» для «АК-47», а потом мы решили сделать клип «Солнца не видно» для Васи. Вообще, первая версия клипа уже существовала, но Вася хотел сюжетное видео. И мы взялись за дело вдвоем — где-то полгода снимали и еще полгода дорабатывали.
Я нечасто делаю раскадровку, обычно все укладывается в голове. Когда есть операторы, ассистенты, локейшнменеджер, цикл производства дольше. У меня все проще. Я практически один всем занимаюсь: сам снимаю, сам режиссирую, сам монтирую. В моей команде намного меньше людей, чем это может показаться по клипам. Я всегда знаю, что мне нужно, поэтому обхожусь без лишней беготни. В клипе «Солнца не видно» мне понадобилось больше народа в сцене, где участвует отряд быстрого реагирования. А снять людей с заклеенными ртами я сам управлюсь.
Тем, кто хочет делать видео, я посоветую не зацикливаться на деньгах. Часто люди ставят себе ценник, не имея за плечами никаких работ. Когда я начинал, то не брал денег вообще. Мне было интересно научиться профессии и охватить аудиторию. Зарабатывать творчеством можно, когда ты известен. Я никогда не учился режиссуре. Соответственно, у меня нет стандартных навыков, как надо снимать, как ставить свет, — это все приходило само собой.
Бюджет клипа, если он большой, от миллиона и выше, позволяет не ограничивать себя в средствах производства. Но я к таким цифрам и близко не подходил. Если бюджет скромный, ставишь себе определенные рамки, но полет фантазии это не ограничивает. Все гениальное — просто, не зря же так говорят.
фото: Андрей Давыдовский
Комментарии (1)