наука
Константин Чугунов
Старший научный сотрудник Эрмитажа и руководитель Южно-Сибирской археологической экспедиции обнаружил в тувинской Долине царей скифский курган с уникальными артефактами.
Что вы нашли в ходе последней эрмитажной экспедиции?
Наша экспедиция финансируется не только Эрмитажем, но и Музеем-институтом семьи Рерихов. Уже четыре года я руковожу проектом по исследованию погребально-поминального комплекса Чинге-Тэй в Туве. За это время мы обнаружили несколько погребений начала VI века до нашей эры, все они расположены на периферии кургана. Говоря популярно, это могилы охранников того, кто лежит в центре. Всех обычно возбуждает золото скифов, и там оно есть — например, мужские серьги или пектораль с пятью бляшками в виде пантер. Но для нас главное — это комплекс вооружения: кинжал, лук, колчаны со стрелами. В могиле одного из воинов, открытой в прошлом году, сохранилось очень много органических материалов, которые обычно не доходят до нашего времени. Это прокрашенные красной краской орнаментированные фрагменты резной кожи — остатки портупейных ремней. Пока мы не можем сказать, как они выглядели, но после реставрации это будут крайне интересные объекты.
Царя не нашли?
Мы его и не искали. Пока исследованы четыре могилы, где похоронены люди, призванные сопровождать царя. Двое из них очень юные, примерно двенадцати-четырнадцати лет.
Их убили?
Здесь мы не увидели признаков насильственной смерти. Но в комплексе Аржан-2, который исследовался с 2000 по 2004 год, мы нашли целую серию похожих захоронений, и там есть следы насилия: пробитые черепа, кусок рога меж шейных позвонков, наконечники стрел в костях. Такое было время, ничего не поделаешь.
Можно подробнее о месте и времени?
Раскопки проводятся в Туве, это географический центр Азии. Регион Саяно-Алтайского нагорья, замечательная природа. Чинге-Тэй находится в Турано-Уюкской межгорной котловине, недалеко от кургана Аржан-1, раскопанного в начале 1970-х и датированного рубежом IX и VIII веков до нашей эры, — старше самых древних скифских курганов Причерноморья. Этот известнейший в профессиональной среде памятник поставил очень много вопросов и возбудил интерес к региону у скифологов всего мира, так как дал самый ранний материал по истории кочевников Евразии. Ведь еще Геродот писал, что скифы пришли из глубин Азии. Поэтому в конце 1990-х мы с коллегами из Германии решили исследовать еще один большой курган такого же уровня, получивший название Аржан-2. Хотя про скифов на этой территории говорить неверно, только про культуру скифского типа.
Что это значит?
Скифы жили в Причерноморье и на Северном Кавказе, и их имя нам известно благодаря античным письменным источникам. Но в первой половине первого тысячелетия до нашей эры во всем евразийском степном коридоре появились народы, имена которых нам неизвестны. У них был общий тип культуры, обусловленный хозяйством: это кочевники, которые жили в кибитках, повозках, может быть, юртах. Судя по данным археологии, у племен, обитавших на огромной территории, было много общего. Это видно по оружию и конскому снаряжению. Но самая эффектная составляющая кочевой культуры — это так называемый звериный стиль в искусстве, обусловленный общностью мировоззрения степняков.
Как мировоззрение отражалось в погребальном обряде?
Захоронения — все, что осталось от этих народов, поэтому информацию о них мы черпаем, исследуя древние могилы. В Аржане-1 вокруг центрального сруба, где похоронен царь, были обнаружены огромные клети из стволов лиственницы — там какие-то вельможи и более двухсот пятидесяти лошадей. Аржан-2 — единственный курган царского уровня, который сохранился полностью и позволил проследить и реконструировать все этапы его строительства. Туда приходили, совершали обряды. Эти люди верили, что вождь или царь, умирая, становится посредником между богами и теми, кто остался жить на Земле. От того, как они его похоронят, как будут совершать после смерти приношения, зависит их дальнейшее существование.
А как находят курганы?
Да о них и так все знают, они хорошо видны в степи. Недаром у тувинцев это место называется Долиной царей — из-за самых больших курганов, находящихся здесь. Памятники исследуют не ради несметных сокровищ, а для получения информации. Археология тем и занимается, что реконструирует прошлое по материальным остаткам.
Насколько точны ее датировки?
Наши методики обеспечивают только относительную хронологию. Для абсолютных датировок привлекают нумизматику, палеографию, используют радиоуглеродное датирование и дендрохронологию. Но монет в исследуемом нами периоде в Туве еще не было, письменности тоже.
Черные копатели не досаждают?
Слава богу, в Туве не очень. Хотя и там мы нашли несколько ограбленных курганов. Сейчас, к сожалению, популярны прогулки с металлодетектором. Черные копатели выковыривают из культурного слоя вещи, которые выбрасывают потом на черный рынок, но вне контекста те теряют всякий смысл, какими бы красивыми ни были.
Фото: Андрей Давыдовский
Интервью: Иван Саблин
На Константине: пуловер KANGRA, куртка GIMO'S (все — BOSCOFAMILY)
Комментарии (1)