Техника CCCР. ТОП 10Все, от идеального такси до сверхзвукового самолета, было «Сделано в СССР». Половину лучших достижений советской техники придумали дизайнеры ленинградской школы, другая половина так и не дошла до народа. |
ПАВЕЛ АРТЕМЬЕВ
|
|
ПАВЕЛ РУМИНОВ
|
БЕЛАЗ
Карьерный самосвал грузоподъемностью 27 тонн, символ «большой стройки» в СССР, был создан всего за один год: первый опытный образец 540-го БелАЗа был передан на испытания в 1961 году. Машина проектировалась быстро, но не на скорую руку: в ней ленинградский конструктор Валентин Кобылинский впервые внедрил гидропнев-матическую подвеску колес, а также общую гидравлическую систему для усилителя руля и подъемника кузова (за что в 1965 году на международной выставке в Лейпциге самосвал был отмечен золотой медалью). Характерная компоновка этой модели со смещенной влево кабиной водителя до сих пор используется в продукции БелАЗа. |
|
«НИВА»
Полноприводный автомобиль повышенной проходимости для жителей села, придуманный в КБ Волжского автозавода ленинградским дизайнером Вале-рием Семушкиным на узлах обычных «Жигулей», — прадедушка современ-ных кроссоверов. Здесь советские конструкторы оказались впереди планеты всей: «Нива» была запущена в производство в 1977 году, в то время как на Западе подобные машины стали появляться лишь в конце 1980-х. «Нивы» пользовались отличным спросом за границей, даже сейчас эти дешевые и неприхотливые внедорожники можно встретить на дорогах Прованса или в горных районах Италии. |
ТУ-144
Первый в мире пассажирский сверхзвуковой лайнер, способный летать на высоте 16 300 метров со скоростью 2150 км/ч, был создан в Конструкторском бюро академика Андрея Туполева. Самолет поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, выиграв битву за сверхзвук: ближайший конкурент, французский «Конкорд», появится только два месяца спустя. Благодаря уникальным складным передним крыльям Ту-144 был маневренней «Конкорда», однако это достоинство обернулось недостатком: в 1973 году на авиашоу в Ле-Бурже из-за резко выполненного виража «тушка» буквально развалилась на части и камнем рухнула на землю. Катастрофа не помешала началу коммерческой эксплуатации суперсоника: 1 ноября 1977 года Ту-144 поставили на маршрут Москва — Алма-Ата. Однако всего через семь месяцев полеты были прекращены из-за нерентабельности. |
|
ГАЗ-13 «ЧАЙКА»
За стремительными формами кузова «Чайки», навеянными дизайном американских «Паккардов», скрывался образ автомобиля-мечты. И не только потому, что это была первая советская машина, у которой имелись такие буржуазные излишества, как «автомат», усилители руля и тормозов, электростекло- подъемники и даже радиоприемник с автопоиском и электроприводом антенны. «Чайку» фактически нельзя было купить — только получить в подарок от партии. И этим подарком с удовольствием пользовались патриарх Пимен, писатель Шолохов, балерина Уланова, а также первая женщина-космонавт Терешкова, специально для которой «Чайку» впервые покрасили в белый цвет. |
|
ПАЗ «ТУРИСТ-ЛЮКС»
Экспериментальный 8,5-метровый туристский пазик ленинградский художник-конструктор Марк Демидовцев, отец вазовского дизайна, разработал для участия в автобусной выставке 1969 года в Ницце, на которой и получил Гран-при. Конструкторы Павловского автобусного завода отошли от принятых канонов создания подобных моделей, разместив основной багажный отсек не под полом, а в задней части салона (здесь же располагался мотор), за счет чего высота кузова уменьшилась с 3,5 до 2,8 метра. Несмотря на полученные международные награды за дизайн, в серию автобус так и не пошел. |
«МЕТЕОР»
Cоветский Союз стал пионером в строительстве скоростных пассажирских судов на подводных крыльях, начав их серийный выпуск в 1957 году. Тысячесильный двигатель мог ускорять такие корабли до 65–70 км/ч — недосягаемой для обычных речных трамвай-чиков скорости. Расплачивались за это высоким расходом топлива, что, в свою очередь, сказывалось на стоимости билетов. И хотя поездка на таком судне была недешевой, желающих промчаться по водной глади с ветерком было предостаточно. Крылатые «Ракеты», а также пришедшие им на смену «Метеоры» и «Кометы» активно поставлялись за рубеж, а их производство продолжалось до начала 2000-х. |
|
ГАЗ М-20 «ПОБЕДА»
В феврале 1943 года, сразу после разгрома фашистов под Сталинградом, на Горьковском автозаводе началось проектирование нового массового автомобиля. Прототипом машины послужил Opel Kapitan образца 1938 года, его обтекаемый «понтонный» кузов и шасси с независимой передней подвеской по тем временам считались очень прогрессивными. Однако советские конструкторы доработали исходник: кузов лишился выступающих крыльев и стал ниже, что улучшило его аэродинамику. Предсерийные экземпляры новинки назы- вались «Родина», но перед постановкой на конвейер машину переименовали в «Победу» — говорят, Сталину не понравилось, что «Родина» могла стать ходовым товаром. |
|
ГАЗ-21 «ВОЛГА»
В этой преемнице «Победы» было собрано все самое лучшее из зарубежных моделей своего времени, но когда в 1957-м наконец началось ее массовое производство, дизайн машины успел потерять актуальность. Впрочем, это не волновало советских людей, для которых «Волга» на долгие годы стала символом достатка и успеха. Чтобы стать ее обладателем, простому инженеру нужно было откладывать всю свою зарплату на протяжении пяти лет. Несмотря на дороговизну, «Волга» с оленем на капоте была бестселлером: почти за четверть века было выпущено 639,5 тыс. машин. |
ТАКСИ ВНИИТЭ
Этот мини-вэн с характерной «таксишной» раскраской и сейчас выглядит футуристически. А ведь он был создан почти полвека назад. Построенный по заданию Совета министров СССР во Всесоюзном научноисследовательском институте технической эстетики, автомобиль проектировался специально для работы в качестве такси. В просторном стеклопластиковом кузове с ровным полом (двигатель находился сзади) все было подчинено удобству пассажиров: они садились в салон через широкую сдвижную дверь с электроприводом и могли развалиться на заднем диване с вытянутыми ногами. Однако для того времени и места, где он появился, проект оказался слишком авангардным. |
«БЕЛКА»
В 1955 году НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом построили прототип необычного автомобильчика. Экспериментальная «Белка» удивляла коротким передом и удлиненной кормой, а также оригинальным доступом в салон: водитель и передний пассажир садились через откидывающуюся носовую часть кузова. Аналогичная схема использовалась в итальянской микролитражке Isetta образца 1953 года, но если «Изетта» стала серийной моделью, то наша «Белка» так и осталась концептом. |
Фото: Дмитрий Журавлев, архивы пресс-служб, архивы журнала «За рулем», Олег Мерцедин (РГАКФД), архив Светланы Мирзоян, архив НАМИ
Рисунок: Никита Панин
Комментарии (5)