Кадры с иконами
Так мог бы выглядеть «Фейсбук» середины прошлого века – в Русском музее
показывают редкие кадры. Герои советского времени, от Гагарина до Никулина,
пойманы «папарацци» на светском рауте или съемочной площадке.
Актер Андрей Миронов смотрит в иллюминатор самолета
среди спящих сограждан. Итальянская кинодива Джина
Лоллобриджида шепчет что-то на ухо Юрию Гагарину. Партийный функционер
Алексей Косыгин примеряет индейский роуч.
По сравнению с постановочными портретами репортажных фото
советской элиты сохранилось не так уж и много. Ее закулисная
жизнь стала общественным достоянием благодаря кураторам из
московского Центра фотографии имени братьев Люмьер. Беспроигрышная
коллекция включает более двухсот изображений
актеров, режиссеров, писателей, ученых, спортсменов, теледикторов – тех,
кого знала вся страна. У каждого снимка своя история. Из-
вестно, например, что Дмитрий Шостакович не любил позировать,
и фотограф Владимир Богданов случайно запечатлел его в театре
среди зрителей. Многие из советских «папарацци» не только снимали элиту,
но и сами принадлежали к ней: Владимир Мусаэльян был
личным фотографом Брежнева, а Игорь Гневашев, фотолетописец
«Мосфильма», впоследствии сам стал кинорежиссером.
«Иконы 1960–1980-х». Русский музей, Мраморный дворец,
до 17 января
«Дружба»
Осознанием дружбы как феномена
занимаются не только мыслители – настала пора высказаться художникам.
Лирик Рубен Монахов, панк Григорий
Ющенко, наивная художница Юлия Григорьева, критик общества потребления
Игорь Пестов и еще более тридцати
арт-деятелей не то скрестили шпаги, не
то подняли бокалы за бескорыстные
отношения между людьми.
Галерея «100 своих», до 9 февраля
«Театральная архитектура»
Пока градостроительная полемика не
смолкает, самое время вспомнить, как
все начиналось. Выставка старинных
гравюр и литографий запечатлела историю проектирования и строительства
театров Петербурга с XVIII века. Чистой
историей дело не ограничивается: с
чертежами Александринского театра
авторства Росси соседствует ультрасовременный проект Дворца танцев
Бориса Эйфмана.
Петербургский музей театрального
и музыкального искусства, с 22 января
«Крик в искусстве»
С древности крик изображался в ритуальных масках, витражах и на полотнах
– Грюневальда, Гойи, Пикассо, Мунка.
Эти и другие работы, собранные в кураторском проекте Михаила Шемякина,
иллюстрируют, как долгое эхо на все
лады отдается в произведениях художников Петербурга, Москвы, Мурманска
и Северного Кавказа. Разобраться в
экспрессивной теме поможет видеолекция самого мэтра.
Фонд Михаила Шемякина,
до 28 февраля
4 ПРИЧИНЫ УВИДЕТЬ ИНСТАЛЛЯЦИЮ IN BETWEEN
Литовский композитор Владимир Тарасов, участник знаменитого джазового трио
«ГТЧ», приехал с выставкой аудиовизуальных инсталляций.
1. Я стал своим в среде художников
давно, с легкой руки Ильи Кабакова.
Теперь как почувствую, что музыка становится работой, – прыгаю на территорию инсталляции.
2. Я соединяю видеоряд с перкуссией, нахожусь между аудио и видео.
Визуализация помогает иначе взглянуть
на звук: он открывается как цветок, показывая бездну палитры.
3. В видеоинсталляции «Гобустан»
главным героем стал каменный
барабан, который я нашел под Баку.
Огромному полому валуну десять тысяч
лет, он весит несколько тонн и заменяет целую колокольню – настолько
разнообразны извлекаемые из него
звуки.
4. In Between посвящена американскому контрабасисту Марку Дрессеру, с которым мы дружим и играем, и
пароходу «Николай Гоголь», на котором
меня возили из Архангельска в деревню
Чуваша, что на речке Пинеге. Музыка
Марка напомнила мне этот колесный
пароход, который чего только не видел
за те годы, что шлепает по реке.
Владимир Тарасов. In Between. Государственный центр фотографии «Росфото»,
до 24 января
Комментарии (0)