Лидер самой концептуальной группы русского рока
«Центр» продолжает борьбу за «Содержание»: в начале года выходит второй альбом проекта. Творческая
акция, возглавляемая Василием Шумовым, направлена
на социальную критику и политическую сатиру.
Я почти двадцать лет жил в Лос-Анджелесе и не был в
курсе, что в России показывают по телевизору и передают по радио. Новый 2009-й я встречал в Москве и
посмотрел так называемые «Голубые огоньки». В Старый Новый год все повторилось – и я увидел, что в этом
нет никакого содержания. Хотя эти передачи идут по
центральным каналам, считаются самыми востребованными и интересными.
У меня появилась концепция, что искусство XX века сосредоточилось на работе с формой,
которая настолько развилась, что сама
стала содержанием. И я подумал, что искусство будущего, хотя бы
ближайшего десятилетия, должно идти по обратному пути. Из этих
идей родился проект «Содержание». Надо было с чего-то начинать,
причем без проволочек, поэтому автором всех треков в первом альбоме я
выступил сам, это песни протеста и социального комментария.
Я просто называю вещи своими именами. Моя позиция
выражена в
песне «Эпошка», которая открывает первый альбом: «Кто-то жил в
эпоху Возрождения, кто-то попал в Серебряный век. В нашей эпохе
очковтирательства живет полуробот-получеловек. Эпошка втирания друг
другу очков, малолетних певиц и золотых трусов, несбыточных грез о
Рублевке, фастфудов, ремейков, сплошной мелочевки.
Это не эпоха, это эпошка, это не храм, это сторожка, не пантеон, а
времянка, не тайная вечеря – бытовая пьянка. Не самурай, а просто
япошка, это не Геракл, это сошка, это не полет, это подножка. Сколько
тебе лет? Осталось немножко».
В первом альбоме молодых групп практически не было. Я
обратился к музыкантам, чей протестный потенциал хорошо известен: к
Михаилу Борзыкину, группе «Барто». Участвовать в проекте захотели
Найк Борзов, Олег Нестеров, Александр Ф. Скляр, Пахом. Совместно с
группой «Би-2» я исполнил песню «Калькулятор пенсионера» – о
том, как человек погрязает во взятках на уровне поликлиники,
ДЭЗа. Я сейчас так пишу, у меня такой период. Во втором альбоме
будет песня «Центра» «Тюремное КБ» – об использовании рабского
труда заключенных академиков и ученых в сталинскую эпоху. Хотя
в «Содержании-2» я выступаю больше как продюсер и представляю
треки других авторов. Если вы музыкант и вам есть что сказать, вы
можете включиться в наш проект.
После релиза мне стали присылать свои MP3 совершенно разные
команды, о которых я раньше не слышал. Я считаю, что группа
состоялась, когда у нее есть концертная программа, ведь сейчас
появилось немало виртуальных проектов. Поэтому мы проводим
прослушивания в Москве: приходят музыканты, играют вживую
получасовой концертный сет. Этот процесс идет с весны 2010 года,
многие команды так и появились на диске, например «Штабеля»,
«Нина на дне». От каждой я просил песен – новых, на русском языке,
длиной три-четыре минуты, без мата. Как продюсер давал рекомендации, занимался сведением и мастерингом.
Ко мне обращались многие, но некоторые группы просто не
вписывались в условия. Во-первых, выпуск этих альбомов – дело
некоммерческое, никто из участников денег за него не получает.
Во-вторых, среди людей, считающих себя «индепендентом», немало
обыкновенных барыг и карьеристов, с которыми я не мог ужиться.
Я общался с одной такой командой: у них английское название,
имеется сразу несколько программ, авторская на русском языке, на
английском – для выезда за рубеж, попсовые песенки и каверы для
корпоративов. Нам такие не подходят, потому что в них самих нет
содержания.
«Содержание» – отечественный проект. Наши люди в песнях
первым делом обращают внимание на текст. Если слова хорошие,
отражают то, что думают слушатели, – у песни есть шанс прожить
долго. Если музыка хорошая, но текст дебильный – она исчезнет, как
только прекратится раскрутка. Наш проект какой-то гранью соприкасается с русским роком в лучших его проявлениях. Потому что в
лучших образцах русского рока 1980-х главенствовало содержание.
Я думаю, что в рамках нашей творческой акции нужно выпустить
десять альбомов. Их будет достаточно, чтобы привлечь внимание
общественности к необходимости наполнять творчество содержанием и оказать положительное влияние на жизнь вообще. Графика
релизов у нас нет. В процессе работы я понял, что каждый из них
должен вызреть, как плод.
«Содержание-2». «Союз»
Комментарии (0)