Писатель Октав Мирбо утверждал, что импрессионист Пьер Огюст Ренуар – единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины. В Эрмитаже покажут две его работы, отлично иллюстрирующие это утверждение, – композиции с лестницей.
В свое время «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» украшали особняк известного издателя Жоржа Шарпантье, в салоне которого в 1870-х годах развлекался интеллектуальный цвет французской столицы: Эмиль Золя, братья Гонкур, Ги де Мопассан и даже Иван Тургенев. Посещал его и сам художник, но в отличие от литераторов он никогда не участвовал в общем веселье, а сидел в уголке и рассматривал лица гостей. Как раз тогда определилась живописная манера Ренуара: он покрывал холсты сетью быстрых серебристых мазков, и этот метод позволял, опуская второстепенные детали, дать общее ощущение увиденного. В 1876 году, еще до официального признания, он написал светские парные портреты, на которых мужчина и женщина будто спускаются навстречу гостям. Считается, что немного вальяжный господин похож на хозяина особняка, а фигура беззаботной дамы писалась с натурщицы Марго, любовницы Ренуара. Долгое время картины хранились в европейских частных собраниях – полотна потускнели, а их внешний вид оказался испорчен несколькими слоями лака. Восстановили работы реставраторы Эрмитажа, и теперь их можно будет увидеть на первой экспозиции цикла «Возвращенные шедевры».
Пьер Огюст Ренуар. Композиции с лестницей.
Эрмитаж,
с 15 мая по 6 сентября
Комментарии (0)