Этим летом по данным TNS пять интернет-сайтов обогнали по месячному и ежедневному охвату главного ТВ-гиганта страны — «Первый канал». Пресс-секретарь соцсети «Одноклассники» Анастасия Жбанова по нашей просьбе написала колонку, в которой хоть и не хоронит «голубой экран», но предсказывает его скорую революцию.
Помните разговор Катерины и Рудольфа из фильма «Москва слезам не верит», когда они рассуждали про будущее? «Телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Он был не прав, конечно. ТВ изменило жизнь людей, но не заменило другие форматы. Сейчас уже новые Рудольфы говорят, что интернет сотрёт границы и, в конце концов, полностью вытеснит телевидение. Истины в этом, правда, примерно столько же. Интернет не заменит телевидение, но сильно его изменит. Сейчас объясню почему.
Сразу сделаю оговорку: я лицо заинтересованное, выступаю со стороны площадки, которая в этом году стала лидером среди соцсетей по видеопросмотрам и дальше планирует активно развивать это направление. С другой стороны, я неплохо знакома с кухней телеканалов и верю, что хорошее телевидение может сильно изменить и мнение людей, и даже события.
Почему мы вообще говорим об этом?
Раньше мы смотрели телек всей семьей – это был дух времени, мама и папа приходили с работы и садились за девятичасовые новости и КВН. Потом пришел интернет и все смекнули, что необязательно быть у экрана, чтобы узнавать что-то новое или интересное.
Последние несколько лет интернет-тренды сильно поменяли привычное поведение людей и телепродюсеров (тоже люди, но им другое нужно). Видео в онлайн-пространстве растет на 15% ежегодно. В России цифры скромнее, но динамика тоже заметна – за последний год охват онлайн-видео увеличился на 3%, при этом на просмотр роликов в интернете человек тратит не меньше суток (сутки в месяц! За одним просмотром «Игр Престолов» на Амедиатеке можно потратить добрую неделю). Проще говоря, ТВ подстраивается под зрителя, который больше не может проводить каждый вечер за экраном и тратит свое время на мобильный телефон и интернет.
Почему онлайн-видео становится драйвером роста?
Когда все сели в интернет и папе стало очевидно, что любимых «Уральских Пельменей» он может найти в интернете вместе с видео запуска ракеты и новым клипом «Ленинграда», проводимое время с онлайн-видео резко увеличилось.
Онлайн-видео набрало обороты именно из-за развития технологий. По данным Google, 1,5 млрд человек в мире пользуются смартфонами, 50% всех людей считают свой мобильный телефон основным инструментом, проверяя его по 150 раз в сутки! С увеличением скорости интернет-соединения человек становится не просто зрителем, но и пробует себя в роли производителя контента. То есть ему интересно не только смотреть – они новое поколение – им интересно создавать.
И что, интернет становится популярнее телеканалов?
Да. Крупнейшим интернет ресурсам понадобилась пара лет, чтобы серьезно конкурировать за цифры по охвату аудитории. Яндекс больше Первого Канала, выпуски шоу Одноклассников сравнимы с самыми рейтинговыми шоу вроде «Вечернего Урганта», «Дома 2» или Comedy Club и опережают многие другие (данные того же TNS за июнь 2016).
И хотя аудитория, например, ведущих американских ТВ-каналов сокращается, в России телевизор — по-прежнему главный источник информации. Однако и этот тренд потихоньку сдвигается: по данным ФОМ 78% людей узнают новости из ТВ, а 60% из интернета. При том, что самой рейтинговой программой российского ТВ до сих пор остаются девятичасовые новости. Но давно ли вы сами узнавали новости из телепередач?
И что же станет с ТВ?
ТВ идет туда, где есть зритель. Аудитория тает, поезд уходит и, сообразив, что если отпустить вожжи, интернет захватит все окончательно, телегуру начали оживать. Главное в ТВ – контент. Главное в интернете – удобство, оперативность, мобильность. ТВ старается быть более оперативным (отсюда Life с их моделью «мобильного репортера») и мультиплатформенностью (отсюда приход ТВ в соцсети, на Smart TV, «второй экран» от СТС и успешная модель подписки от «Дождя»).
Рид Гастингс, СЕО Netflix: |
Слова генерального директора крупнейшей видеоплатформы США (кстати, для тех, кто интересуется, в его отчете есть еще много чего интересного) скоро, видимо, станут правдой и в России. Технологии развиваются очень быстро, медиа чуть запаздывают, но догоняют, рекламная индустрия смотрит на эти тренды и реагирует соответственно. Единственный способ выиграть – ставить эксперименты и создавать команды быстрого реагирования.
Интернет очень быстрый и не ждет ТВ. Мы сами можем многое: «Амедиатека» создает свое ТВ, «Одноклассники» продюсируют собственное late night show, а Facebook тратит колоссальные бюджеты на привлечение медиа к проведению трансляций.
Какой вывод?
ТВ никуда не денется, но оно точно трансформируется и, возможно, еще покажет пример того, как должно развиваться видео в сети. Те, кто станут пионерами и локомотивами таких изменений, возглавят отрасль.
Комментарии (0)