18+
  • Мода
  • Герои
Герои

Интерьер. Квартира Василия Морозова

ПУНКТ ВОСПИТАНИЯ

Совладелец кафе «Пункт питания» Василий Морозов коллекционирует живопись друзей-художников и петербургский антиквариат.

В этой квартире мы с семьей живем около семи лет. Вместе с ней нам достались голландские печи с изразцами. Во время ремонта, который длился два года, мы вызвали печника, очистили дымоходы и последовательно переложили их заново. Изначально мы решили оформить квартиру в стиле модерн и старались подбирать мебель начала XX века либо старее. То же самое касалось обоев и осветительных приборов. Над дизайном работали вместе с декоратором Валерием Ларионовым. Орнаменты всех обоев и тканей придуманы компанией Morris & Co, основанной Вильямом Моррисом в 1861 году. Когда мы увидели их в первый раз, реакцией на эту аляповатость было отрицание. Валерий привез нам несколько образцов, оставил их лежать в стороне, и за месяц мы к ним привыкли. Паркет, покрывавший пол еще во времена, когда квартира была коммунальной, пришлось выкинуть, потому что он был в ужасном состоянии и не подлежал реставрации. Новый было решено сложить квадратами, чтобы он выглядел как в былые времена. Восемь лет назад купить старинную вентиляционную решетку было совершенно негде. Я сфотографировал образец начала века и связался с умельцами из псковских мастерских, которые сделали точно такие же. С дверными ручками произошла похожая история: за основу была взята древняя и слегка помятая модель, и с нее выполнена новая отливка с сохранением всех оригинальных дефектов. Я — старьевщик со стажем. Большая часть мебели досталась мне в наследство. Остальное я покупал в комиссионках, в основном петербургских. Сейчас все антикварные магазины на девяносто процентов заполнены вещами, привезенными из Европы, русские предметы интерьера по доступной цене найти крайне сложно. Современная мебель в квартире хоть и в малом количестве, но тоже присутствует, это кухня и классический английский диван, сделанный под старину. К нему в гостиной прилагаются кресло и пуф. Что ни говори, а новая мягкая мебель намного удобнее старой.

В гостиной часто устраиваются домашние вечера и концерты для друзей, а также ставятся детские спектакли, в которых участвует вся семья.

Полки в кабинете заставлены сувенирами из путешествий.

В детской комнате портреты балерин Галины Улановой и Майи Плисецкой скомпонованы с графикой Сергея Бакина на балетную тему.

Работа Владлена Гаврильчика из серии портретов героев Гражданской войны, на которой в образе атамана изображен молой художник и поэт Николай Матренин

Моя молодость пришлась на 1970–1980-е годы. Это было интересное время, меня окружали талантливые люди. В тот период сформировалась большая часть моих увлечений. Я дружил с музыкантами и знал многих художников-газаневцев, произведения которых теперь собираю. Можно сказать, что моя любовь к живописи времен «газаневщины» началась с пивного ларька на Васильевском острове, где состоялось знакомство с художниками Владленом Гаврильчиком, Анатолием Барковым, Юрием Дышленко, пианистом Павлом Клементьевым и многими другими. Позже к нашему «алкоголическому» объединению присоединились мои друзья музыканты. Рядом находилось кафе «Сфинкс», там кучковались василеостровские художники и происходил обмен самиздатом. В моем доме много картин, куда ни заглянешь — они везде. На стенах, за диванами, в кабинете, в каждом углу видны работы Арефьева, Богомолова, Лукки, Громова, Гурова, Михнова-Войтенко, Баркова, Фигуриной, Гаврильчика, Устюгова. Я не художественный критик, чтобы давать оценку, и я не вправе рассуждать о творчестве этих людей, оно мне просто нравится и все. Кого-то я знаю лично, за кем-то охотился, кого-то мне рекомендуют. В отличие от типичных коллекционеров я картинки вешаю на стенку для того, чтобы украсить дом и любоваться ими. Мне интересно не просто размещать работы на стене, но и смешивать их в определенной тематике, составлять из них композиции. Если они не надоедают мне в течение трех месяцев, значит, результат по- лучился хороший. Приелось — сниму и перевешу заново. Детскую комнату украшают пастельные сюжеты и картины, специально подобранные для одной из моих дочерей, которая занимается балетом. Портреты балерин Галины Улановой и Майи Плисецкой 1959 года я приобрел в багетной мастерской на Васильевском острове, где часто обрамляю картины. Графику Сергея Бакина мне посоветовала приобрести куратор галереи «Борей» Татьяна Пономаренко. Там же были найдены его работы, которые теперь можно увидеть в моем ресторане «Пункт питания». Туда я тоже вывешиваю современную живопись, любой может прийти и посмотреть экспозицию, которая обновляется каждые три месяца.

Если раньше к академической и реалистической живописи я относился скептически, то сейчас с удовольствием смешиваю традиционное искусство с авангардом, который был мне интересен всегда, — им занимались мои друзья. Экспозиция продолжается и в коридоре, пролегающем через всю квартиру. Первое, на чем останавливается взгляд, — одна из ранних работныне покойного художника Анатолия Баркова, датированная 1969 годом. Это портрет поэта Ивана Бездомного — одного из героев произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На полотне можно найти и Берлиоза с отрезанной головой, и масло, то, что по сюжету разлила Аннушка. У меня много картин этого автора, он был очень талантливым человеком, но, к сожалению, спился и канул в безвестность. Далее по коридору висят работы моего армейского товарища Алексея Попретинского и несколько веселых и оптимистичных картин Владлена Васильевича Гаврильчика, который в свои восемьдесят два года по-прежнему здоров и замечательно пишет. Здесь есть и картины трагически погибшего Юрия Гурова. У меня большая коллекция его работ, я мечтаю сделать из них выставку и реанимировать это подзабытое имя. У окна разместились картины, привезенные из разных галерей и с блошиных рынков Европы: шикарный сувенир из Лондона — портрет мальчика с сигаретой, и еще один портрет мальчика, но уже с трубкой, — из Флоренции. Так получилось, что в течение последних пяти лет мне не нужно работать каждый день, поэтому я много путешествую. Раньше привозил из поездок множество сувениров, а теперь предпочитаю покупать единичные вещицы, которые навевают приятные воспоминания.

Текст: Владлена Петровер

Фото: Игорь Симкин

Комментарии (0)

Купить журнал: