18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Сергей Сельянов: «Американцы тоже снимают много дряни, но мы ее не видим»

Кино/тв

Руководитель кинокомпании «СТВ» за четверть века спродюсировал более ста проектов, в числе которых и «Брат» Алексея Балабанова, и номинант на «Оскар» этого года — мультфильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», и долгожданный альманах «Петербург. Только по любви». Бигбосс киноиндустрии рассказал нам о том, куда она движется.

Футболка Stone Island (ДЛТ), джинсы Paul Smith (Paul Smith), винтажная куртка Off (Off )

Футболка Stone Island (ДЛТ), джинсы Paul Smith (Paul Smith), винтажная куртка Off (Off )

Ура, премьера «Петербург. Только по любви» состоится 6 июня на открытии «Кинотавра»!

Мы рады, что «Кинотавр» оказал нам честь — открывать главный фестиваль страны, безусловно, почетно и приятно. Фильм «Петербург. Только по любви» — это семь историй по пятнадцать минут каждая, снятых семью режиссерами-женщинами. С одной стороны, Петербург — город строгий, поэтому хотелось посмотреть на него и его людей каким-то не слишком брутальным взглядом. А с другой стороны, в последнее время кино становится все более женской профессией, и этому свежему явлению в кинематографии мы тоже решили отдать дань. Если в истории советского кино можно вспомнить только два громких имени женщин-режиссеров — Ларису Шепитько и Киру Муратову, то на прошлом «Кинотавре» четыре из четырнадцати номинантов были женского пола и победила Аня Меликян с фильмом «Про любовь». В позапрошлом году на операторский факультет ВГИКа поступило двадцать пять человек, и только восемь из них — мальчики.

А с чем связан захват киноиндустрии женщинами?

Камеры, конечно, стали гораздо легче, но причина явно не в этом. Мужчины, как видно, мельчают, женщины крупнеют, не в физическом смысле, а внутренне.

После выхода «Сталинграда», «Батальона», «Экипажа» складывается впечатление, что в России научились снимать большое кино. Но при этом все равно в наших кинотеатрах идут все больше голливудские фильмы.

С начала ХХ века американская индустрия были жестко ориентирована на зрителя, а в Европе всегда было много авторского кино, хотя продается оно совсем по другой цене. Россия снимает 80 фильмов в год, 50 из них зрительских. Америка производит 650, Франция — 230–270, Германия — 100–130. По идее двадцать французских и десять немецких фильмов в год мы должны видеть на афишах. Но где они? Европейские ленты не могут попасть на наш рынок, потому что российские зрители не хотят их. А ведь Франция очень хорошо работает со своим национальным киноискусством: у них есть организация «Юнифранс», которая занимается продвижением фильмов, и у французских актеров есть понимание, что нужно ездить по Европе с пропагандой. Они устраивают недели кино в разных странах и дают ордена Почетного легиона и даже финансово поддерживают тех дистрибьюторов, которые прокатывают их фильмы. И все равно наш массовый зритель эти фильмы не увидит. В России только несколько лет назад начали системно появляться отечественные картины, способные выйти на международные рынки. Но наш зритель по-прежнему испытывает недоверие к российскому кино: выбирая между американским и родным, он сделает выбор в сторону импортного, потому что так надежнее. Этот зритель видит всю поляну нашего кино: тут трейлер, там рецензия, кто-то рассказал или просто посмотрел на афишу. В результате из пятидесяти пошел на пять лент и в целом оценил увиденное как дерьмо. Так вот американцы тоже снимают много дряни, которая оседает в Штатах, поэтому мы ее не видим и ничего о ней не знаем.

Футболка Stone Island (ДЛТ), джинсы Paul Smith (Paul Smith), винтажная куртка Off (Off )

Футболка Stone Island (ДЛТ), джинсы Paul Smith (Paul Smith), винтажная куртка Off (Off )

Кинотеатры «Аврора», «Родина», «Англетер» в противовес засилью масс-маркета показывают много фестивального кино, при этом залы все равно полупусты.

Масс-маркет давно руководит миром, просто нужна нормальная пропорция зрителей жанрового и авторского кино. С начала 2000-х годов количество любителей попкорновых картин увеличилось в десять раз, а фестивальных — осталось неизменным. К сожалению, наша аудитория не готова извлекать дополнительные смыслы: сложные вопросы взаимоотношений между людьми воспринимаются как совсем не обязательные, даже мешающие жить. С другой стороны, я возглавляю фестиваль короткого метра «Короче» в Калининграде и вижу, что сейчас самостоятельно снимается очень много фильмов. Ведь производство стало гораздо проще: взять телефон или фотоаппарат, парочку друзей, скачать программу для монтажа — все в доступе. Конечно, большинство кустарных работ будут неказистыми, но из некоторых авторов могут вырасти серьезные режиссеры. Никто пока не делает кино для мониторов и смартфонов, но эта эпоха не за горами.

Премьеры вашей анимационной полнометражки «Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение» студии «Мельница» состоялись в кинотеатрах сразу нескольких стран.

Да, и еще полгода он будет выходить на зарубежных экранах, что говорит о высоком качестве фильма. При этом во всем мире, кроме Индии и Китая, который квотирует иностранное кино, смотрят американских мейджеров. Они собирают семьдесят процентов кассы. Америка десятилетиями зарабатывала мировую репутацию, и против этого маркетингового цунами сложно устоять. Хотя русские «Маша и Медведь» студии «Анимаккорд» уже завоевали мир — в Италии на них настоящий бум. Эти образы попали в ожидания людей из разных стран: значит, необязательно делать что-то усредненно-американское, можно удивить чем-то своим.

У вас сейчас в работе полтора десятка проектов?

Да. Только что закончились съемки большого фильма «Салют-7. История одного подвига», сценарий которого основан на реальном, самом драматическом событии в истории мировой космонавтики: в 1985 году станция «Салют-7» вдруг прекратила подавать сигналы с орбиты — умерла. Чтобы спасти ситуацию и имидж страны, к станции полетели астронавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, которые смогли вручную пристыковаться и даже оживить ее, что казалось совершенно невозможным. Перед съемочной командой стояла сложная техническая задача: научить артистов летать. Для этого мы создали во Всеволожске на заводе, где раньше делали автомобили, такое пространство, в котором имитировалось состояние невесомости. Выдающийся оператор Сергей Астахов, с которым мы делали «Брат» и «Брат-2», руководил не только съемками, но и техническим оснащением проекта. Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко исполнили главные роли. Также мы сейчас работаем над фильмом Бориса Хлебникова, ориентированного на фестивали, начинаем съемки «Скифа» про события XI века в Тмутараканском княжестве и проекта «Вий-2. Путешествие в Китай». А еще заканчиваем два дебюта: комедию «Человек из будущего» и «Лейтенант» по повести Василия Быкова «Дожить до рассвета». Если говорить про полнометражные мультфильмы, то «Три богатыря и Морской царь» традиционно выйдет на экраны в грядущий Новый год, «Синдбад. Пираты семи штормов» — в осенние каникулы, также в процессе «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Садко».

МЕСТО СЪЕМКИ

зал Людовика XIII в Академии Штиглица

Соляной пер, 13, 15

Центральное училище технического рисования было основано в 1876 году на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем. Здание училища было построено в 1881 году архитекторами Александром Кракау и Робертом Гедике. После смерти барона рядом с училищем по проекту его директора архитектора Максимилиана Месмахера был построен Музей прикладного искусства, открытый в 1896 году. Само здание стало памятником архитектуры эпохи историзма: коллекция музея демонстрировалась в интерьерах, иллюстрирующих историю искусства от античности до стиля барокко. В Академии имени Штиглица недавно отреставрированы залы «Галереи французских королей» в стиле Генриха IV, Людовика XIII, Людовика XIV (на фото).

ghpa.ru

 

Текст: Наталья Наговицына
Фото: Валентин Блох
Стиль: Роман Кянджалиев
Ассистент стилиста: Полина Апреликова
Благодарим за помощь в организации съемки СпбГХПА им. А. Л. Штиглица

Материал из номера:
Июнь №185
Люди:
Сергей Сельянов

Комментарии (1)

  • Андрей Гранкин 6 июля, 2016
    Касательно заголовка - абсолютно аналогично по товарам. Локальные бренды сравнивают с мировыми монстрами и приходят к выводу, что у нас ничего делать не умеют. Хотя в других странах много локальных брендов разного качества, которые мы не видим.

Купить журнал: