Этой осенью актриса Елена Лядова резко сменила курс и вышла из акватории фестивального кино — «Елена» Андрея Звягинцева в 2012-м, «Географ глобус пропил» в 2014-м и «Левиафан» того же Звягинцева в этом году — в открытые воды народных блокбастеров. В только что вышедшем в прокат комедийном триллере «Орлеан» Андрея Прошкина Лядова безупречно исполняет роль рекордсменки по абортам, провинциальной парикмахерши Лидки. В новом сериале ТНТ «Измены» — очевидном бенефисе Лядовой — ее вполне интеллигентная дама разыгрывает фривольный пасьянс с королем и тремя валетами. В нашей фотопостановке Елена проиллюстрировала два гипертренда сезона, и оба они, геополитический и модный, тоже говорят о кардинальной смене курса: наш троллейбус идет на Восток. Улыбаемся и маршем!
Начало
В детстве я, как и многие девчонки, многие девочки, стремилась попасть в телевизор. Только я хотела вести исключительно прогноз погоды: мне нравилось, как эффектно стояла женщина в юбке-карандаше и разводила руками, управляя облаками, а вся страна решала, надевать плащ или нет, брать зонт или оставить его дома.
Никогда не ходила в театральные кружки, но репертуар для вступительных экзаменов мне помогли выбрать. И сразу после школы я отправилась поступать в несколько театральных вузов, а окончила «Щепку», Щепкинское театральное училище. Сначала меня вообще не брали на курс. Видимо, я настолько не понравилась приемной комиссии, что на мой вопрос, можно ли учиться на платной основе, ответили, что такого варианта в Щепкинском училище просто нет. Будто я это сама себе придумала. Но в тот день, когда я пришла забирать документы, чтобы поступить в какое-нибудь другое учебное заведение, встретила в фойе училища своего будущего педагога Бориса Владимировича Клюева. Он был, наверное, единственным, кто сразу в меня поверил. Спросил: «Почему же вы не идете на платное? Есть же такая возможность». Я поднялась к ректору, тот подтвердил, что существует платная форма. И поскольку я не просто с улицы пришла, а слетела с конкурса, мне было разрешено приступить к учебе. Причем кроме меня на курсе было еще семь платников— их-то зачислили сразу. Поначалу меня больше ругали, до конца первого года обучения. Я не совсем вписывалась в общий рисунок курса. Тут же еще и дело вкуса: педагоги разных вузов имеют определенные пристрастия к типажам будущих актеров. Весь тот год я чувствовала пренебрежительное отношение преподавателей, они считали, что я, как платница, вряд ли смогу чему-то научиться. Но я переборола себя и систему! (Смеется.) В итоге они изменили свое мнение обо мне — в конце первого курса меня перевели на бюджет.
После окончания все выпускники «Щепки» ходили по театрам, мы даже в Питер ездили— показывались в БДТ и Додину, в МДТ. Сразу после показа мне предложили конкретную роль в БДТ и зачисление в труппу. Мысль остаться жить в Петербурге была, все-таки территория искусства не имеет географии. Но оказалось, что для меня имеет: я выбрала Москву, потому что здесь мои родственники, моя мама. Я предпочла московский ТЮЗ, потому что меня хотели использовать как молодую, энергичную, жилы рвущую актрису, какой я, собственно, и являлась.
Кино
Когда я выпускалась из «Щепки» в 2002 году, кино только начинало возрождаться. Надежды на работу в кинематографе не было еще и потому, что я училась в сугубо театральном вузе. Ведь актер кино — это немного другая профессия. Съемки казались тогда мимолетной удачей, но если однажды тебе повезло, ты хочешь попасть в кино еще и еще. Это магический круг.
Разница в том, что театр — это искусственная семья. А в кино мы все пришлые, фрилансеры своего рода. Биография взаимоотношений с людьми прерывается, как только заканчивается проект. И ты двигаешься дальше, в новую среду, не консервируешься, не идешь на поводу у чьих-то предпочтений. Еще в театре работает такое правило, как амплуа, поэтому молодой артистке сложно рассчитывать на разнообразие образов. А мне хотелось сыграть в военной драме, в исторических проектах, и эти профессиональные желания осуществились благодаря кинематографу и телевидению. Кино — это возможность увидеть мир искусства из разных окон. И если у тебя есть цель быть максимально увиденным и услышанным, то кино с опцией широкого проката и фестивальными показами для этого более предназначено, чем узкий круг театра.
Иногда я думаю, что сделала бы что-то иначе, но сразу одергиваю себя. Я понимаю, что определенный период моей жизни был дан для реализации конкретной роли. Да, возможно, некоторые из моих прошлых работ получились не такими совершенными с точки зрения драматургии, не такими красивыми, даже в чем-то корявыми, но зато все мои героини живые! А груз опыта может вообще все испортить. Жизнь меняется каждый день. Вот сегодня я дам вам интервью, а послезавтра изменю свое мнение. Ведь я уже не буду такой, как сейчас на лавочке, на которой мы с вами сидим. Я постоянно становлюсь старше и опытнее, поэтому решила относиться проще к себе на экране.
Звания и определенный уровень профессионализма, может, и достигаются, но необходимость получить работу никуда не исчезает. Я прихожу на пробы и смотрю, о чем вообще речь: кто эти люди, чего они хотят, как они планируют реализовать свои идеи. Для меня это важно. Пробы могут стать решающим моментом, потому что во время них мы договариваемся с командой на определенные условия и будущие отношения. Хочется же всем в глаза посмотреть и сказать, что сама думаю. Попасть к Звягинцеву одно дело, а другое— постоянные мысли, не разочарую ли я его, не ошибся ли он во мне. Это держит в тонусе на этапе снюхивания.
Хорошим финансовым предложением можно купить актера. Мы же не будем придуриваться, что живем одним искусством. Актерская работа— это мой единственный хлеб, я ничего другого не умею. Чем больше мне заплатят, тем лучше. Я не скромничаю в этом смысле, все равно работаю честно. В любом случае я ознакомлюсь с материалом, и если по какой-то причине он не будет мне подходить, то тут никакие деньги погоды не сделают.
Любая публичная деятельность заставляет беспокоиться о том, что о тебе подумают. Тем более я актриса. Я же не в стол пишу, я для публики играю. Суть моей профессии — выступать для кого-то. Для кого-то, а не дома перед зеркалом. Таких выступлянтов перед зеркалом — море, но в профессии остаются те, кто делает для кого-то. И этот кто-то по ту сторону экрана или профессионал из индустрии для меня важны. Если я играю комедию, а никто не смеется, будет больно.
Для меня все фильмы значимы, несмотря на то что некоторые получают награды, а другие— нет. Бывают картины по бюджету скромные, менее заметные, не самые громкие, не слишком массово рекламируемые, но от этого они не являются слабыми. Например, я люблю свою работу в телевизионном проекте «Любка». Это малобюджетный телефильм, но зритель вспоминает меня чаще именно по этой роли, а не по наградам. Я играю зечку со всеми вытекающими. Но переломной все-таки можно считать картину «Елена» Андрея Звягинцева.
Что касается возможной карьеры в Голливуде, то на это уже нет жизненного времени: там же тоже есть своя иерархия, ступени, признание одних, вторых, третьих, поиски агента и знакомства с кастинг-директорами. Я проходила пробы по скайпу, записывала себя на телефон. Пока не поступало конкретного предложения, чтобы меня утвердили, ждали с распростертыми объятиями, поэтому я не фантазирую на эту тему. А рваться на «фабрику грез» специально— это ведь труд: надо учить язык по-нормальному, торчать там постоянно, жить там. Уменя же семья здесь. Наплевать на ее интересы или подчинить их себе? Это пока не решаемый для меня вопрос.
О себе, о семье, о народе и о профессии
Я создавала своих народных героинь, чтобы они и были родными и узнаваемыми. Я сама человек из народа. Училась в обычной школе, спокойно хожу по улицам, посещаю магазины, что никак не связано с фотосессиями для рекламных кампаний. Я часть народа. Просто мне чуть подфартило — куда хотела, туда и попала.
У меня нет задачи посетить все светские мероприятия, которые проходят в Москве и за ее пределами. Я бываю на премьерах, открытиях, устраиваемых теми людьми, с которыми я дружу, которые помогают мне, с которыми мы сотрудничаем. Как и все женщины, я хочу хорошо выглядеть, нравиться окружающим, это естественно, это заложено природой.
Когда сильно устаю, так что хочется бросить все, отматываю назад негативные мысли, отскакиваю от них, чтобы все, чего я достигла на сегодняшний момент, не дематериализовалось. Стараюсь с мыслями «А надоело все!» не играться, иначе можно лишиться всего.
Творческие профессии сложно загнать в рамки, они проникают в повседневность, и волей-неволей в какой-то момент ты перекидываешь мяч на то поле, на котором просто живешь, а не играешь роль. Но я не фанат своего дела настолько, чтобы видеть себя только человеком искусства. Реализация личности происходит в том числе через профессию, но не только. Как способ выражать себя и расти, работа занимает время, но она— не цель. Поэтому я не зацикливаюсь на актерской среде, мне нужны информационные доноры из других областей, это помогает трезвее относиться к себе. Как правило, вопросы, которые меня интересуют как человека, в профессиональном мире мы не обсуждаем. Среди моих собеседников есть талантливый ученый, который занимается ИТ-технологиями, фотографы, врач, да не один. Моя семья не творческая, никто не зациклен на режиссуре и киновысказываниях. После общения с ними чувствуешь, что многое интересное в этой жизни оказывается за рамками профессии.
В детстве никто не мог предположить, что я достигну тех результатов, которые есть на сегодняшний день. Были только надежды. Мама гордится мной, уже привыкла, что часто видит меня по телевизору, читает интервью.
Об «Орлеане» и «Изменах»
«Орлеан» снят отличной командой профессионалов — по сценарию Юрия Арабова, с актерами Виктором Сухоруковым, Олегом Ягодиным, Виталием Хаевым, продюсирует его генеральный директор ТНТ Игорь Мишин. Режиссер Андрей Прошкин, с которым мы уже работали над картиной «Солдатский декамерон», захотел показать меня зрителю с новой стороны. У меня там действительно яркий образ, во время создания которого мы с Прошкиным хорошенько похулиганили. Первоначально режиссер видел меня с короткой стрижкой, а я не люблю стричься для проекта. Мало ли после этого будет другой, где нужны длинные волосы. Да и волосы — это такой важный человеческий инструмент, еще не до конца изученный! (Смеется.) Так мы вместе придумали образ с париками, и это эффектно сработало на историю.
Сериал «Измены»— это большой телепроект канала ТНТ, в котором я снималась больше года. Не раздумывая согласилась принять в нем участие из-за режиссера Вадима Перельмана, с которым у нас уже был опыт совместной работы над сериалом «Пепел». Мне нравится его манера, плюс в кадре вы увидите неоднозначный персонаж— молодую женщину, у которой помимо мужа есть еще три любовника. И она в таком марафоне событий как-то старается разобраться, зачем ей все это надо и ради чего она живет. Мне это показалось интересным: здесь мы видим актуальную тему поиска своих людей по сердцу, по духу, по сексу, по любви.
Фильмография
Текст: Наталья Наговицына
Фото: Варвара Марсель
Стиль: Юлия Журавлева
Прически: Мария Шишкова
Ассистент фотографа: Владимир Тимофеев
Ассистент стилиста: Екатерина Степанченко
Коллажи: Игорь Скалецкий
Макияж: Эрнест Мунтаниоль (Chanel)
Тональный флюид Perfection Lumiere Velvet, тон 10 Beige; румяна Joues Contraste, тон 260 Alezane; набор для ухода за бровями Le Sourcil de Chanel, тон 20 Brun; ультрачерная объемная тушь для ресниц Le Volume Ultra-Noir de Chanel, тон 90 Noir Khol; подводка для глаз Ligne Graphique de Chanel, тон 10 Noir-Noir; тени для век Les 4 Ombres, тон 226 Tisse Rivoli, помада для губ Rouge Coco, тон 444 Gabrielle
Бутики: Apartment 26: Arsenicum; Chanel: Chanel; Dior: Dior; Fashion Incubator #1: Masterpeace, Da'Mu; Versace: Versace; Alexander Arutyunov: Alexander Arutyunov; Lunar Hare: Casadei; Graviteight: Graviteight; «Безцензуры»: Marina Maris, Pirosmani; Calzedonia: Calzedonia; Louis Vuitton: Louis Vuitton; Tatyana Parfionova: Tatyana Parfionova
Комментарии (1)