Поэт и прозаик, автор сценариев к большинству фильмов Александра Сокурова, Юрий Арабов написал фантастический роман «Столкновение с бабочкой», альтернативную версию развития русской истории, в которой Николай II, Ленин и Троцкий объединяются в борьбе против Свердлова.
Что такое ваша книга по жанру?
Утопия. В моем романе описано то, что должно быть в России, то, что должно являться ее стержнем, но, к сожалению, не является. Антиутопию сейчас напишет любой, но трудность жанра утопии состоит в создании положительного идеала. Этот идеал в моем романе есть. Он зовется компромиссом. Исторического компромисса у нас никогда не было: власть и народ рвали друг другу глотки, и это привело к закату великой страны, к закату в том числе культуры, который мы сегодня наблюдаем. Если сказать совсем примитивно, то власть должна использовать оппозицию в управлении, а оппозиция должна поставлять власти квалифицированные кадры. Царь из моего «Столкновения» это интуитивно чувствует и направляет историю ХХ века в мирное русло сотрудничества внешне непримиримых сил, чья непримиримость оказывается иллюзорной. В моем романе описан политический идеал автора. Это мое личное высказывание о том, что происходит в России сегодня. О том, что ей нужно как воздух, — о компромиссе.
Вас волнует, какими будут рецензии на книгу?
Я за ними не слежу: с первых дней существования романа мне стало ясно, что у нас разучились читать литературный текст. Истории про аборты, про то, как женщина в шестьдесят лет испытывает оргазм, — это сегодня лицо русской словесности. Я с подобной литературой не хочу иметь ничего общего.
А упреков в свободном обращении с историческими фактами не опасаетесь? У нас теперь с этим строго.
Исторических искажений в романе нет. Разве расстрел в Ипатьевском доме Джугашвили и Свердлова — вольное обращение с фактами? По-видимому, это должно быть названо по-другому: факты иной, альтернативной реальности. Что касается Ленина из «Столкновения с бабочкой», то это образ возвышенный, спаситель моей России. Моей — не надо путать ее с коммунистическими лозунгами издательства «Советская Россия».
В прессе была информация, что вы решили сами снимать фильм по собственному сценарию. Что-то, кажется, о русских женщинах в Албании, правда?
Этот проект называется «Русские жены» и пока не движется: не можем собрать иностранные деньги. Наша российская бескомпромиссность (опять это слово!) сделала в последнее время все, чтобы европейские деньги не могли прийти в страну. Бюджет в полтора миллиона долларов ничтожен по мировым меркам. Средний бюджет голливудского фильма сейчас приближается к ста миллионам, европейского — к десяти. Когда мы соберем деньги (если соберем), тогда и выяснится фамилия режиссера. А если нет, то возвратим с поклоном выданные нам небольшие казенные средства в Минкульт, как мы сделали с проектом «Чайковский». Наше будущее — съемки кино на мобильный телефон, и то пока он не объявлен «пятой колонной» из-за своего зарубежного происхождения. Так будет продолжаться до тех пор, пока частный бизнес не начнет давать деньги на культуру. Но он сможет это делать, только если его в таком случае будут освобождать от налогов.
Цитаты
Юрий Арабов. «Столкновение с бабочкой». «Редакция Елены Шубиной»
Комментарии (0)