По плакатам из нью-йоркского метро можно отследить извилистый путь всего западного искусства последнего века: от поп-арт взрыва в 60-х до возвращения живописи в 90-х и диджитал-арта нового времени. Исследуем эволюцию направления по работам выставки «Underground Images».
По плакатам из нью-йоркского метро, зазывающим учиться в Школы изобразительных искусств, можно отследить извилистый путь американского и — шире — западного искусства последних 60 лет. От позднего сюрреализма, дадаистских отголосков и очень осторожно применяемого абстрактного экспрессионизма, через глянцевый взрыв поп-арта 60-х и политизированные художественные стратегии 70-х, к всеядности 80-х, трансавангарду, возвращению живописи и неопсиходелии 90х, и, наконец, к постколониалистской эстетике, лоуфайному диджитал-арту и манга-комиксам первых полутора десятилетий нового века. Но и не забивая голову историей арт-процесса, сложно не восхититься тем, как неотразимо вербуют бесхозные безымянные таланты в художники и дизайнеры: например, в живописном постере 1980 года со слоганом: «Когда Полю Гогену было 35, он работал в банке. Никогда не бывает поздно».
Нью-йоркская School of Visual Arts — колледж, существующий с первых послевоенных лет. Сегодня обучают студентов по следующим направлениям: коммуникационный дизайн, графический дизайн, дизайн и городская среда, световой дизайн, дизайн интерьера. SVA закончило множество культовых персонажей: помимо выдающихся концептуалистов Джозефа Кошута или Сола Левитта, среди них, например, музыкант и актер Джаред Лето. Авторы чудесных постеров, появлявшихся на платформах метро, — конечно же, не они, но не менее значительные художники. Например, Милтон Глейзер, создатель хрестоматийного лого «I love NY». Или русский по происхождению Иван Чермаев, автор одного из самых тонких плакатов выставки (1965), на котором стрелке циферблата искусства не хватает привычных цифр.
Выставка в Новом музее — пожалуй, ключевое событие проходящей пятой Недели дизайна. История, рассказываемая тут кураторами, — не только и не столько про приключения графического дизайна или мастерство иллюстраторов, сколько в более широком смысле: про то, как актуальное искусство начиная с 1950-х завоевывало повседневное городское пространство, из суммы элитарных и/или трансгрессивных практик превращаясь собственно в главный и привычный визуальный код современности.
В экспозиции — более пятидесяти плакатов из того огромного количества, что было создано в Школе изобразительных искусств для рекламы и пропаганды собственного учебного заведения в нью-йоркском метро. Надо сказать, что до этой художественно-рекламной интервенции подземка Большого Яблока пестрела только коммерческими постерами разной степени яркости, рекламирующими все на свете, от аспирина до общепита.
Комментарии (0)