В «Приюте комедианта» недавно с его участием прошла премьера эротического триллера «Лулу» и спектакля «Дали», где клоун сыграл кошмарные видения испанского импрессиониста: от Гитлера до парижской проститутки. А вскоре мы увидим «лицедея» в новом фильме Алексея Германа-старшего – экранизации романа братьев Стругацких «Трудно быть богом».
В «Дали» вам пришлось сыграть проститутку. Легко соглашаетесь на странные роли?
На участие в «Дали» согласился сразу. В моей молодости слово «сюр» было очень модным. Под ним подразумевалось все необычное, неформатное. Так что перевоплощаться в галлюцинации Сальвадора Дали мне было нетрудно. Трудно оказалось вставать на ранние репетиции! И молниеносно переодеваться во время самого спектакля. Но переодевания были в радость. Есть у меня такая черта: что ни надеваю – подходит. Воистину подлецу все к лицу.
Но вы же не привыкли, наверное, к режиссерским Ц.У.?
Да, режиссеров как таковых в «Лицедеях» нет. Мы сами себе режиссеры, сами себе кузнецы, жнецы и на дуде игрецы: сами все придумываем, делаем, ставим. Из искры разгорится – фиг потушишь! А тут приходилось работать с постановщиком, понимать его задачу. Я без кокетства скажу: продолжаю учиться. Если в клоунаде я уже что-то нащупал, начал нутром осознавать ее природу, то в актерстве еще полно работы.
А вообще как вы думаете, все можно сыграть?
Аномальные явления, чудеса исцеления – все говорит о том, что возможности человека почти безграничны. Так что, пока душа жива, пока сердце не каменное, пределов нет. Если, конечно, трудиться, постоянно экспериментировать. Становиться фанатом не стоит, но и черстветь не нужно.
Как это – не черстветь?
Испытывать жажду жизни, пополнять актерскую копилку. В театральной школе «Лицедеи» всем ученикам обязательно нужно вести тетрадку наблюдений: зарисовки образов, описания характеров. Как в школе на уроках географии фиксируют: восход солнца во столько-то, закат во столько-то, осадки такие-то. Тут тоже записываешь количество осадков – позитивных, негативных.
Значит, клоуну надо все время быть среди людей?
Необязательно. Есть кухонные чаепития и студийная среда, где хорошо творится, а есть природа и уединение. Мне нужны две эти крайности. Котел мегаполиса, фестивали, карнавалы, тусовки. И, с другой стороны, медитация на даче в Кикерине. Люблю, знаете, иногда почувствовать себя частью биогеоценоза! Родные места на Урале, где я родился, тоже очень красивые: реки, горы, леса.
Часто туда ездите?
В последнее время редко. Вот странно: чем старше становишься, тем меньше остается времени. В детстве урок длился так долго, кошмар. А сейчас только успеваю просить время, чтобы оно ускользало помедленнее. Но дом вспоминаю часто. В детстве я около пяти лет жил на станции, у депо. Мы с друзьями ждали, пока покажется поезд, он выпускал пар, мы бегали в этом тумане, мчались мимо поезда с востока на запад, с запада на восток. Жизнь проносилась влево, вправо. Мы катались на товарняках. Ходили каждое лето в поход к пограничному столбу между Европой и Азией. Собирали грибы, варили суп, а спать укладывались вокруг костра, только обязательно чтобы кто-то был в Европе, а кто-то – в Азии. Так что я жил на стыке, эта двойственность во мне с рождения. До сих пор не знаю, кто я больше – горожанин или провинциал, европеец или азиат. Мусульманин по рождению, но обитаю в христианской культуре и сроднился с ней…
Но для актера такая половинчатость лучше всего?
Точно! Менять личины легко, если толком не знаешь, кто ты на самом деле.
Кем, если не клоуном, вы могли бы стать? В детстве-то мечтали быть космонавтом?
Нет, только не космонавтом. Однажды, после очередной политинформации о полете в космос, пришел из школы вдохновленный и решил просветить свою бабушку, которая была очень верующим человеком. Я говорю ей: а Бога нет. Наши, говорю, туда летали, все на небе проверили – нет его. В общем, бабушка отреагировала быстро, хворостиной. С тех пор я как-то расхотел быть космонавтом. Зато увлекся техникой, всеми этими диодами, лампами, приемниками. Недавно мне в «Контакте» пришло сообщение от студентов Ветеринарной академии, которую я закончил. Нам, пишут, очень много про вас рассказывали на кафедре паразитологии. Я для этой кафедры, между прочим, нарисовал в свое время сотню плакатов: арахноидов, клещей, гельминтов. Но вспоминают меня в академии за другие заслуги. В сессию 1980 года мы с друзьями решили провести операцию по мотивам «Приключений Шурика», точнее, истории про «прием – при нем». Я уложил под плинтусом провода, подвел под брюками два контакта на набойки каблуков, купил в аптеке наушники для слабослышащих. Хорошо, тогда были в моде длинные волосы. А если еще помыть голову специальным шампунем, чтобы запушистилось! С моей нынешней прической такое бы не проканало. В общем, я подавал в окно знаки товарищам, а они в коридоре якобы готовились к экзамену и вслух читали нужный билет над открытым портфелем, где был передатчик с микрофоном. Но так мы сдавали только тупые предметы вроде «Охраны труда», где нужно было вызубрить кучу нормативов и ГОСТов.
Недавно вы снялись у Алексея Германа-старшего.
Да, в фильме по роману Стругацких «Трудно быть богом». Пробовался на роль Книгочея, но в итоге сыграл одного из слуг Дона Руматы. Съемки, как вы знаете, длились очень долго, и я участвовал в процессе, наверное, треть всего затраченного на них времени. Увидел, как снимается настоящее кино. Потом долго не мог смотреть телевизор: после Германа все казалось ужасной залепухой.
Комментарии (5)