Историк, общественный деятель и блестящий оратор Лев Лурье ведет новый курс «Петербург в деталях» в центре ЕСОД на Петроградской стороне. Мы попросили главного знатока достопримечательностей города перечислить 7 самых небанальных из них.
- Мозаика на доме герцога Лейхтенбергского на Большой Зеленина
Светлейший герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский происходил из известной ветви французского дворянского рода Богарне, был потомком сына жены Наполеона Жозефины, находился при Николае II во время его низложения и после революции эмигрировал. Дом на Большой Зеленина, 28 в царские времена был построен архитектором Фридрихом фон Постельсом. Самая примечательная его часть — мозаичный фриз на уровне последнего этажа. Мозаика для этого доходного дома была создана в 1905 году по эскизам художника-архитектора Сергея Шелкового в мастерской художника-мозаиста Владимира Фролова (здесь же были собраны фриз дома Набоковых, мозаики для Спаса-на-Крови и храма Александра Невского в Таллине и другие известные произведения).
Выбор темы мозаичного панно весьма необычен — это индустриальный пейзаж с дымящимися фабричными трубами большого города (отсыл к бурному промышленном прошлому Петроградской стороны в начале XX века).
- Многоугольный двор на Малом проспекте Петроградской стороны
По адресу Малый проспект П.С. 1б можно обнаружить один из самых необычных дворов-колодцев, которые сами по себе давно отнесены к главным приметам города. Этот двор доходного дома художника-строителя Николая Занина примечателен еще и тем, что посреди него однажды (уже в современное нам время) «выросло» металлическое дерево работы неизвестного автора.
- Памятник собаке Павлова
Железный пес с грустным взглядом во дворе дома №12 по улице Академика Павлова – памятник безымянной жертве науки. Раньше он был еще и фонтаном, – вода в чашу лилась из 8 маленьких скульптур-маскаронов в виде собачьих голов, – но сейчас уже не действует. Постамент по кругу украшен барельефами, изображающими опыты Павлова. На каждом из них выбиты цитаты великого физиолога о том, как он ценил своих питомцев. Например, такой: «Пусть собака помощница и друг человека с доисторических времён приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства».
- Внутренний двор первого дома Ленсовета
Это здание, построенное в 30-х годах для партийной номенклатурной элиты, стоит особняком в ряду массового жилья, которое возводилось в Ленинграде в те годы прежде всего благодаря затейливым фасадам с замечательной проработкой деталей. Однако, двор дома ему не уступает. Он огорожен от улицы Литераторов полупрозрачной каменной оградой, в которую была встроена трансформаторная будка и сборная камера для мусора вдоль проезжей части улицы. Со стороны двора это строение было превращено в беседку. В северо-западной стороне участка был организован теннисный корт, от которого вела лестница на лоджию 2-го этажа дома, сейчас, правда, он находится в запустении. Перед домом расположен фонтан из красного и черного шведского гранита, а также каменные вазы.
- Проходные дворы Дома Бенуа
Ещё около века назад здешние места служили примером прогресса в бытовом обустройстве помещений. Дом Бенуа был самым большим жилым комплексом в Петербурге, все корпуса соединялись при помощи системы дворов, которых было около десяти. Они и создавали ощущение «города в городе» для жильцов дома. Внутри были собственная котельная, электростанция, прачечная, мусоросжигательная печь, снеготаялка. На цокольных этажах располагались магазины. Все лестницы дома были выведены в открытые «парадные дворы», однако многим приходилось пользоваться и черными летницами, которые в свою очередь вели во дворы-колодцы. Несмотря на такую, на первый взгляд, запутанную систему лабиринтов, «новостройка» казалась современникам чуть ли не идеальным образцом многоквартирного здания.
- Квартира старухи-процентщицы
Жилище одной из самых одиозных героинь Достоевского, старухи-процентщицы, – это знаменитый «дом-утюг», обращённый фасадами на Среднюю Подъяческую и набережную канала Грибоедова. Как известно, писатель даже указал точное количество шагов от дома Раскольникова (который, по мнению биографов Достоевского, был поселен им на пересечение Гражданской улицы и Столярного переулка) до дома его жертвы – 730 (при желании, можно проверить).
- Каземат Зотова бастиона Петропавловской крепости
Пять из шести бастионов крепости названы в честь тех, кто курировал их строительство. Построенный в 1703 году Зотов бастион назван в честь Никиты Моисеевича Зотова — учителя и в дальнейшем приближенного Петра. За многолетнюю верную службу заслужил чин тайного советника и графский титул. В XVIII веке казематы этого бастиона использовались под арестантские помещения. Кроме того, в нем располагались службы Гарнизонной и Тайной канцелярий, мастерские и кузница крепостной Инженерной команды, архив Главного Казначейства, архив Провиантской экспедсиции, затем склад артиллерийского вооружения.
фото: skydrinker.livejournal.com, www.mishanita.ru, Денис Ромодин, www.palmernw.ru, Филипп Чистяков
Комментарии (0)