Ресторанную индустрию ждет серьезное потрясение: абсолютно все ее сотрудники должны получить сертификат, подтверждающий их профессионализм. За его отсутствие начнут штрафовать уже с января 2017 года, но где и как можно получить заветную бумагу, пока никто не знает. Ресторатор Эльдар Кабиров, совладелец Red. Steak & Wine и Pizza 22, объясняет, как это произошло.
В общих чертах ситуация сейчас такая: государство решило, что каждого работника ресторанной индустрии нужно оценить и сертифицировать. Иначе к работе он не будет допущен, а работодателю за каждого такого светит штраф. Вчера мы узнали, что — цитирую — по этому поводу уже «состоялось первое заседание Северо-Западного экспертного совета Центрального экспертного совета при Совете по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства». Да, совет Совета при совете. Чистый Кафка.
Итак, предыстория. Пока мы — владельцы и шеф-повара — работаем над тем, чтобы сделать рестораны вкуснее и доступнее на общем фоне подорожаний, 3 июля 2016 года подписывается федеральный закон «О независимой оценке квалификации». То есть решать, профессионален или нет работник ресторанной индустрии, теперь будет независимая от государства и от образования институция. А именно — Центры оценки квалификации «ЦОК». Цок-цок, тревожный звонок: только там работник сможет сдать экзамен на свою квалификацию и получить документ, подтверждающий, что он соответствует профессиональным стандартам. Что это за стандарты? Об этом дальше, их разработал экспертный совет: вот его состав, на секундочку. Работодателю за наличие сотрудников без этого документа (в том числе, уже работающих, и включая самого работодателя) — штраф. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года — то есть совсем скоро.
Ничего не поняли? Давайте, попытаюсь объяснить на своем примере.
Я являюсь руководителем предприятия общественного питания. Для моей должности был разработан и принят профессиональный стандарт. Так же кто-то определил основную цель моей профессиональной деятельности. Звучит она, кстати, так: «Обеспечение эффективности деятельности предприятия питания, производство продукции и обслуживание потребителей».
Окей, открываем стандарт и читаем, что там от меня будут требовать, что проверять. Ха, пока я писал этот текст, стандарт с сайта убрали: еще утром он был доступен, но, видимо, решили его переписать. Получается, закон приняли, подписали, через пару месяцев он вступит в силу, а критериев, по которому будут меня сертифицировать, ещё не придумали.
Хорошо, откроем стандарт для официанта: документ весомый — на 21 страницу. Чтобы работник мог считаться официантом, он должен закончить профильное ПТУ. Должен иметь опыт работы не менее шести месяцев, быть не моложе 18 лет и иметь медицинскую книжку. Вроде бы всё в порядке, но что если работник не оканчивал ПТУ? В одном только Санкт-Петербурге около 7000 предприятий общественного питания. В каждом в среднем работает около 10 официантов. Получаем, что только в нашем городе 70 000 официантов. Как вы думаете, сколько из них профессионально обучены?
Список трудовых функций, обязательных для официантов, заводит в тупик. Ладно — «сервировка столов организации питания». Для этого, кстати, официант согласно документу должен обладать знаниями о «технологиях наставничества». Это вообще что и к чему? Смотрим дальше. Трудовая функция «Обслуживание потребителей организаций питания напитками и закуской за барной стойкой» требует кроме прочих знаний «Творческого приготовления и презентации фирменных напитков и закусок с элементами шоу». С элементами шоу, Карл! Занавес. Такие профстандарты приняли для многих профессий: сомелье, кондитер, бармен и так далее.
Всё было бы смешно, если бы было не так грустно. А именно, за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статья 5.27 КоАП. Она нам грозит административными штрафами: для юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей. Всем привет.
Остаётся много вопросов: где учить персонал, кто будет учить, за чей счёт будут учить и учиться, и надо ли это вообще? Я согласен с тем, что необходимо пересмотреть подход к получению профессиональных навыков для работников в сфере гостеприимства. Но для начала надо организовать само обучение, поговорить с бизнесом, понять потребности, а потом уже проверять и штрафовать.
Комментарии (7)