• Журнал
  • Стиль
Стиль

Поделиться:

Богатые тоже фигачат

Явлением это стало уже давно. Сейчас, изучая стартовые протоколы практически любой гоночной серии, можно найти фамилии, знакомые по ежедневной бизнес-прессе. Позавчера чемпионат страны по ралли выигрывал гонщик Станислав Грязин на почти абсолютно белой, без наклеек, машине. Все удивлялись: как же это так можно – ездить без спонсоров, за свои? Оказалось, нормально можно, только не очень долго. Вчера два человека, Сергей Успенский и Александр Доросинский, один из которых занимается продажей автомобилей, а второй – телекоммуникациями, организовали национальную гоночную команду Subaru Team Russia и выступили в чемпионате мира по ралли на Кипре. Бизнес рвется в офшор? Но бизнес рвался только за спортивным результатом. Сегодня деловая газета устраивает стритрэйс для деловой элиты, в финале которого выигрывает многократный победитель таких спринтов Виталий Семиткин, по совместительству заместитель директора крупной строительной компании. Большие автомобильные дилеры, официальные и не очень, помимо своего основного товара предлагают клиентам места в гоночных болидах. Это стало трендом? О да!

Людей, которые во всем этом участвуют, нельзя не полюбить. За всю их свободу, за всю решимость и абсолютный пофигизм. В мире, где плавают акулы бизнеса, они напоминают беззаботных серферов. Вот вы только представьте, что тот ответ от секретарши получит не журналист, а, к примеру, потенциальный западный партнер… Да он возьмет два своих итонских диплома, свой MBA, свой гарвардский сертификат и сожрет их от зависти! Он, стало быть, тут за столом дубовым простатит зарабатывает, а этот русский на грунтовой трассе настраивает блокировку межосевого дифференциала на Mitsubishi Lancer Evo! Вот они, новые герои эпохи, пришедшие на смену криминальным элементам. Не побежденные фьючерсными контрактами и удачливые на трассах, достаточно умные, чтобы заработать и не просадить на кокаин. Богатые, которые не плачут, а фигачат со страшной силой и, что важно, по правилам…

Но чтобы не захлебнуться в пафосе, возьмем паузу. Раз получили ответ на вопросы «что?» и «кто?», надо понять зачем. И здесь начинается самая желтизна. Другими словами, говорят, что через спорт отмываются деньги. Иначе бы этим никто не занимался. Не будучи специалистами, утверждать или опровергать слухи не станем – очень не хочется влезать в эти дебри. Так что единственное, что можно компетентно сказать по вопросу, – это не самый циничный, бесчеловечный и некрасивый способ обмана. А слухи – они все оттого, что заработать денег или хотя бы отбить средства, вложенные в автоспорт, в России нереально. На Западе это можно сделать за счет телетрансляций и, соответственно, демонстрации своего логотипа на бортах автомобилей. Но у нас этот вопрос лишь начинает обрабатываться, и пока суммы, потраченные на спонсорскую поддержку команд, списываются как в небытие. Единственная возможность получить сатисфакцию – поучаствовать в процессе. И это самый сильный козырь, которым нуждающиеся гонщики могут привлечь к себе инвестиции. Рассказывают легенды о том, сколько времени тратит тот или иной спортсмен на процесс «ухаживания», какие «охотничьи рассказы» выходят из его уст и как потом страдает печень. В итоге в спорт приходят многие, но большинство так и остаются «бизнес-драйверами», а реального успеха добиваются единицы. Просто серьезные амбиции и возможность тратить на это необходимое время есть далеко не у всех. Но существуют и те, кто приходит сам. Они знают, зачем идут, и обычно не возвращаются с пустыми руками. К примеру, один из топ-менеджеров компании «Итера» Александр Лесников, известный в прошлом велогонщик, после очень интенсивной подготовки пару лет задавал тон в российском ралли. По слухам, правда, для этого потребовались средства, по сравнению с которыми затраты на тот же кокаин сопоставимы с чаевыми. Ну или с очень щедрыми чаевыми.

Одного пристального взгляда на гоночную команду бывает достаточно, чтобы определить, кто здесь «везет» результат, а кто – бюджет. И пригласить ведущего гонщика в команду для гарантированных выигрышей зазорным совершенно не считается – так поступают во всем мире. К примеру, под первым номером в недавно образованной петербургской команде Golden Motors идет экс-чемпион России Александр Львов, а за ним – генеральный директор завода «Ливиз» и руководитель сети мебельных салонов, Юрий и Игорь Одуды. Чемпиону хорошо – он получает практику, топ-менеджерам тоже неплохо – они наверняка получают ни с чем не сравнимое удовольствие. Ведь гонки – это экзотическое развлечение почище африканского сафари. Здесь тоже можно арендовать автомобиль, добраться до цели раньше конкурента и получить трофей на память. Лучше всего для этого сравнения подходят трофи-рейды. В них нет скорости, нет общепринятых атрибутов, нет романтичной ауры. Грязь, болото, комары, вода. И тем не менее стоимость машин, участвующих в этих соревнованиях, уже вплотную приближается к отметке $100 тысяч, и бюджеты растут. В крупнейшем трофи-рейде «Золотая бочка Ладога» год за годом участвуют серьезные бизнесмены: Сергей Полонский, топ-менеджер группы компаний «Миракс-груп», Марек Гетка, директор компании «Балтимор», и многие другие влиятельные персоны.

Но, к сожалению многих, автоспорт – это еще и чертовски тяжелое и довольно опасное занятие, а не просто позирование в отличном комбинезоне. Благодаря же тому, что сейчас появились коммерческие гоночные классы, принять участие в которых может любой желающий, случаются и комические ситуации. Пару недель назад на этапе кольцевого чемпионата России одна сотрудница банка, купившая себе возможность участия в гонке, послужила причиной пары серьезных аварий и в итоге заставила судей прекратить заезд. Такие вот «гримасы капиталистического спорта». Но мы говорим, конечно, не о тех, кто путает шопинг и рэйсинг. Скорее о тех, кто в доверительной беседе может шепнуть: «Знаешь, если бы не эти гонки, давно бы бросил бизнес и уехал бы… в Гималаи». И тогда понимаешь – отмывание денег здесь ни при чем. Во всяком случае, иногда.

 

Материал из номера:
COLOR

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: