• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

БЛОГ ВСЕМОГУЩИЙ, или Тайная wwwечеря

Действующие лица:
Интернет божество
Альберт Попков, создатель сайта «Одноклассники.ru»
Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru
Борис Овчинников, руководитель отдела исследований компании «Суп»
Андрей Савельев
, главный редактор журнала «МСК.Собака.ru»

ХРОНИКИ СОТВОРЕНИЯ
Интернет-божество: Все свое время я провожу в Сети, но лишь сегодня создал свой блог, и он открыт только для вас, избранных. Я хочу знать, что, по вашему мнению, произошло с Рунетом за последние десять лет?

Альберт
: Изменилось все. Стало в десять раз больше пользователей. До этого у меня американцы даже спрашивали: «Вау, а у вас что, тоже есть Интернет?»
Борис: Позвольте, блогов тогда не существовало и в Америке.
Альберт: Зато у нас уже был чат «Кроватка», я там с женой познакомился. Потом пришел «Яндекс» сo смешным логотипом наискосок. А еще все в Quake стали через Сеть резаться. Помню, тогда же я купил себе первый анлимитед-доступ.
Анна: Да, десять лет назад Интернет был дорогой. А в регионах анлимитед-доступ до сих пор стоит адских денег, полторы тысячи в месяц. Для нас считать мегабайты – какая-то дикость, а в регионах люди за каждый мегабайт платят!
Андрей: Вообще, как отношение к Интернету у людей из регионов отличается от отношения в мегаполисах?
Анна: Он для них еще менее привычный. В Москве Интернетом пользуются шестьдесят процентов населения. Если брать более молодую аудиторию – от двенадцати до семнадцати лет, это девяносто четыре процента. А от восемнадцати до двадцати четырех лет – восемьдесят пять процентов. Интернет для молодежи как воздух.

Интернет-божество: Избранные, а как изменилась аудитория Интернета за десять лет?

Анна: Стало больше женщин. Раньше был сильный перекос в сторону мужчин. А еще увеличилось число людей старшего поколения и совсем юных. Костяк интернет-аудитории – это люди двадцати пяти – тридцати пяти лет, с высшим образованием, изначально технические специалисты. Есть ощущение, что со временем возрастная планка интернет-пользователя сместится вверх – просто потому, что мы взрослеем.
Борис: Кстати, если до 2003 года по Интернету гуляли анекдоты про офисную жизнь, то позже стали появляться смешные истории про жизнь заводскую.

Интернет-божество: А зачем люди с заводов пошли в Интернет? Одноклассников искать?

Альберт: В том числе.

Интернет-божество: А здесь все на «Одноклассниках» сидят?

Анна: Да-а!
Борис: Да-а!
Андрей: Да-а!
Альберт: Меня даже таксисты узнают и спрашивают, почему фотки с собачками часто блокируются.
Андрей: А почему?
Альберт: А потому что у нас сайт не про собачек.
Анна: Кстати, есть социальная сеть для собак, называется Dogster.ru. Понятно, что она не для самих собак, а для их владельцев.

ИННОВАЦИИ, АМИНЬ
Интернет-божество: Избранные, до меня постоянно доходят сведения о том, что ТВ и Интернет вот-вот сольются. Когда же?

Анна: Скоро все эти телекабели станут атавизмом и информация потечет по широкому волокну.
Борис: Телевидение уже по нему течет.
Анна: Но главный вопрос здесь – это интернет-контент, а он – удел профессионалов.
Андрей: Однако Web 2.0 – это контент как раз непрофессионалов. И он зачастую интереснее.
Анна: Неправда! Если покопаться, то окажется, что интересный контент сделан полупрофессионалами и талантливыми непрофессионалами, которые завтра станут профессионалами. Массы никогда не производят хорошего контента. Если я выбрасываю видеоролик «Как я бухала с друзьями на даче», это интересно мне и тем, с кем я бухала.
Андрей: Но если вы бухали с друзьями, а среди них были Андрей Малахов и Ксения Собчак, и при этом все снято непрофессионалом, такой ролик посмотрят все.
Анна: Тогда я должна быть папарацци или дружить с нужной тусовкой, простой человек этого снять не может.
Альберт: А я в Швейцарии в баре Абрамовича встретил.
Андрей: Вот! Чем Альберт не простой человек? Снял бы он Абрамовича – и в Интернет.
Анна: Да, бывают иногда какие-то неплохие вещи, сделанные непрофессионалами. Ну извините, такие вещи были и раньше – в программе «Сам себе режиссер», например.
Андрей: Они и сейчас есть. Слушайте, вот миллионы людей грузят свое видео, не рухнет ли Интернет от обилия трафика?
Борис: Да, нагрузка на Сеть растет, объем трафика увеличивается лавинообразно. Уже даже придумали такую технологию: один ролик раскладывается в ста тысячах мест по всей Земле, и таким образом минимизируется трафик между странами и серверами.

Интернет-божество: Прямо Web 3.0 какой-то.

Альберт: Ну, это не Web 3.0. Но он точно появится. Только каким будет – непонятно. Появился же iPhone, который задал новый стандарт интерфейса для телефона и для общения с Сетью через телефон. Это должно спровоцировать какую-то волну. Интернет меняет все: скорость жизни, способ доступа к информации, принципы, по которым работают люди. Все, что нас окружает, за исключением еды, – все оцифровывается и передается через Сеть. Что будет дальше, можно только догадываться.

Интернет-божество: А дальше – телепортация. Написали запрос, и – раз – из какой-нибудь печки вам вывалился предмет. Я сейчас над этим работаю!

Анна: Ну, телепортация вещей – это, конечно, немного другая история, с расщеплением материи и переносом ее в другое пространство. Интернет, боюсь, пока не справится. Все-таки это информационное пространство, и все, что там перемещается, нематериально.

Интернет-божество: А останется ли оно до конца только информационным?

Альберт: Уже сейчас можно быть не привязанным к месту работы, находиться в любой точке мира и одновременно присутствовать в офисе.
Андрей: То есть и сознание человека виртуализуется?
Анна: Люди стали мыслить интернет-категориями. Представьте, двадцать лет назад сидит ваша мама в каком-нибудь проектном институте, чертит что-то на кульмане, круг ее общения составляют пять таких же женщин, потом она едет домой – все. А теперь вообразите современную женщину. Все свое рабочее время она находится на связи с миром. Я могу пообщаться и с мужем, и с детьми, и с мамой в Саратове, и с другом в Америке и тут же могу найти любовь.

Интернет-божество: Да! Я вижу, как люди селятся в Интернете, придумывают себе образы Феи или Белоснежки, Крылатой собачки, а в реальности они Васи, Пети и Аленки. И тут начинается раздвоение личности.

Анна: Если человек не относится к этому как к игре, то да. Кстати, прошлый год стал годом развиртуализации Появились социальные сети: покажи свое настоящее лицо, найди реальных друзей. И людям оказалось гораздо интереснее посмотреть на своих реальных знакомых, узнать о них больше, чем общаться с Белоснежками.
Андрей: Эта развиртуализация, кстати, подстегнула папарацци-съемки, когда стал интересен не деланный образ той же звезды, а реальность, как эта звезда выглядит на самом деле.
Борис: Граница между реальной и виртуальной жизнью исчезает.
Анна: Да, если раньше Интернет был клубом по интересам, то сейчас это сама жизнь, как поесть-попить.

Интернет-божество: Избранные, меня беспокоит еще один вопрос. Зачем Россия уже три года бьется за домены на кириллице? Неужели это борьба братьев-славян за превосходство над латиницей? Не станет ли это своего рода железным занавесом?

Альберт: По поводу занавеса – с какой-то стороны да. Зато это популяризация русского языка, мы же патриоты. К тому же многие хорошие домены принципиально нельзя регистрировать на латинице.
Анна: Слова на «щ», например.
Альберт: И на «ы». Или вот слово «друг». Напиши его по-английски, получишь drug. Смысл совсем другой! И что в этом хорошего?



СПАМ НЕПОБЕДИМЫЙ
Интернет-божество: Анна, признаюсь, у меня есть ящик на вашем Mail.ru. И последнее время ящик постоянно завален сообщениями от какого-то австралийского лото: «Вы победили. Свяжитесь с нами».

Анна
: Скажите спасибо, что мы не доставляем до вас сто миллионов спам-писем в сутки. У нас мощный фильтр. А то, что доходит до ящиков, рассылается руками пэтэушницы, которая за сто долларов в месяц набивает: «Здравствуйте, бла-бла-бла, вы выиграли ноутбук, вам его надо забрать в Нижнем Новгороде, поэтому вышлите нам пятьсот рублей за доставку». Из ста человек два идиота найдут пятьсот рублей и переведут ей.
Андрей: А может, на Gmail или на «Яндекс» перейти?
Анна: Спам есть везде. Например, у меня на Gmail есть ящик. Я им не пользуюсь, его никто не знает, но у него ник antigona, и это что-то значит на испанском языке. У меня там такое количество испаноязычного спама, что вам и не снилось. То, что в Gmail нет русского спама, это, извините, русские спамеры пока еще не добрались. Борис, вот мне в ЖЖ часто приходит такой комментарий: «Прикольный пост, всегда завидовала тебе» – и ссылка на грубое порно…
Борис: Введите запрет на комментарии не от друзей. А вообще, техническими средствами отслеживать аномально активных пользователей и отстреливать их нереально. Это бесконечная гонка, полная победа невозможна.
Андрей: Вот это и значит – полная демократия в Сети!

ЦЕНЗУРА СВЯЩЕННАЯ
Интернет-божество: К вопросу о демократии. Я слышал, что никакие профайлы до конца не удаляются. Понятно, что весь Интернет – это такой Большой брат и что за всеми пользователями так или иначе все равно следят. Что в этом случае делать с цензурой в Сети?

Борис: Ну, естественно, что в офлайне, так же как и в онлайне, есть плохие и хорошие люди.
Андрей: То есть вы хотите сказать, что есть фильтр на какие-то слова вроде «кремль, бомба, терроризм»?
Альберт: Не-ет, такого нет.
Анна: Можно, конечно, обсуждать теорию всемирного заговора, но люди работают в Сети по вполне понятным принципам.
Альберт: Другими словами, если на тебя кто-то настучит, к тебе присмотрятся.

Интернет-божество: Если я удалю свой профайл или почтовый ящик, сколько он у вас еще провисит?

Борис: «Живые журналы» почти не удаляются, это так же, как в социальных сетях. Мы не озабочены проблемой удаления. Человек просто перестает пользоваться.
Анна: Да, и страничка «тухнет». Сначала профайл блокируется, из него удаляется вся информация, но свой имейл вы еще какое-то время можете восстановить. Раз в год мы чистим базу адресов, и только после этого ящик опять могут зарегистрировать.
Альберт: Мы тоже чистим. Сейчас на «Одноклассниках» девятнадцать миллионов анкет, из них за последний месяц использовалось тринадцать, то есть это около десяти миллионов реальных пользователей.

БЛОГ С ТОБОЙ
Интернет-божество: Избранные, что происходит в блогосфере, в которой мы сейчас с вами пребываем?

Борис: Блоги изменили мир СМИ и с точки зрения источника информации, и с точки зрения ответственности журналиста за свои слова.

Интернет-божество: А насколько ЖЖ может формировать общественное мнение? Скажут: «Людмила Зыкина будет президентом» – и ее выберут?

Борис: Для этого необходимо, чтобы общество было готово воспринять идею. В сумме у миллиона блогеров больше возможностей получить и правильнее воспринять информацию, чем у профессиональных журналистов. Если пять лет назад блог был про все – знакомство, общение, немножко фото, то сейчас ЖЖ стал местом, где есть авторы и читатели. И читателей больше.

Интернет-божество: Я знаю, что поклонники Ника Перумова уже давно продолжения его романов сначала выкладывают в Сети и только потом это все переиздается отдельными сборниками.
Борис: Еще Сергей Лукьяненко периодически спрашивает у своих фанатов, какой конец лучше – такой или другой. Вообще, звезды в Сети – это отдельная история. Например, у ЖЖ есть опыт работы со знаменитостями. Мы получаем интересного автора, а он – канал общения.

Анна: У нас тоже есть звезды, которые ведут свои блоги.

Интернет-божество: За деньги?

Анна: Нет. Это вменяемые знаменитости, которые понимают, что известны благодаря людям, и хотят находиться в контакте со своей аудиторией. Почему мы должны им за это платить?
Андрей: А не устанут ли люди писать в блоги?
Анна: «Незнакомая собака мне насрала в гараже. Неприятность, но, однако, есть о чем писать в ЖЖ».
Альберт: Сколько в России зарегистрировано жэжистов?
Борис: Русскоязычных – один миллион шестьсот тысяч.
Сколько из них живут в России, сказать нельзя, не все об этом пишут. А мы не следим, с какого IP они выходят.
Анна: На Mail.ru – пятьдесят шесть миллионов живых почтовых ящиков, месячная посещаемость – пятьдесят миллионов. А в «Моем мире» у нас уже больше двадцати миллионов профайлов.

Интернет-божество: Блог считаю закрытым. Счастливо!

Материал из номера:
Я - БЛОГ

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: