• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Зимние квартиры: Казармы эпохи классицизма

Военный объект обладает чередой особенностей, а порой и неуловимыми признаками, безошибочно подсказывающими: где-то тут рядом военная часть. Не говоря уже о территориях, обнесенных бетонными заборами, с непременным приземистым сооружением из силикатного кирпича у железных ворот, без всякого стеснения окруживших город.
Что тут говорить – военная часть есть военная часть, и казармы за воротами с выдавленными звездами (теперь с гербами) везде на одно лицо – два этажа, кирпич, плоская кровля – почти как пионерский лагерь. Но и более неприметные заведения в городе все равно имеют неизбежный привкус армии, но то советская архитектура, а военные постройки существовали в городе всегда.

Первое, что приходит в голову, – краснокирпичные стены, ровные ряды окон, жестяные крыши, что-то наподобие арсенала или сооружений Кронштадта, но попробуйте найти казармы времен декабристов, откуда они выходили на Сенатскую площадь. Такие, как лейб-гвардии Московского полка, первым выстроившегося в каре вокруг памятника Петру, или казармы Гвардейского морского экипажа, из которых выходили на помощь московцам матросы Гвардейского экипажа под руководством братьев Бестужевых. Впрочем, в начале двадцатого века те же казармы покидали гвардейцы-матросы для разгона российского парламента.
Солдаты, присягнувшие императору Николаю I, находились в казармах, в архитектурном смысле ничем не отличающихся от казарм их противников, и определить их в городе также не просто, если это не здание Конногвардейского манежа на Исаакиевской площади, несущего свою принадлежность в сохранившемся названии. Или целый квартал казарм лейб-гвардии Конного полка, атаковавшего под командованием генерала Алексея Орлова восставших, расположенного на Конногвардейском бульваре.
Объединяет все эти сооружения один архитектурный стиль – классицизм, появившийся в Петербурге в середине XVIII века и пришедший на смену барокко. Большинство знаменитых архитекторов – таких, как Ринальди, Старов, Кваренги, Воронихин, Стасов, Росси, Монферран, – работали в стиле классицизма, и Петербург в мире знаменит благодаря именно этому периоду. Здания этого времени строились по вполне определенным канонам: с фасадом, акцентированным портиком, плоскостным решением боковых частей, симметричной композицией и вполне определенным планом. В отделке использовались прекрасно прорисованные элементы классических ордеров, цветом классицизма принято считать желтую охру, а стройность и монументальность композиции безошибочно выделяет их из городской застройки. Назначение зданий никак не сказывалось на их внешнем облике, конечно, если в стиле классицизма не строился храм.
Другие же казенные здания могли принадлежать любому ведомству, не уступая в своей величественности друг другу. Попробуйте сравнить здания Сената и Синода, построенные К.И. Росси в 1829–1834 гг., и казармы Павловского полка на Марсовом поле, построенные в 1817–1820 гг. В.П. Стасовым: где тут высший государственный орган, где казарма, а чем выдает себя как казарма здание на Петроградской набережной, 44, где располагался лейб-гвардии Гренадерский полк, также участвовавший в декабрьском восстании во главе с поручиками Сутгофом и Пановым.
Здания казарм лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице, 31-39, или лейб-гвардии Кавалергардского полка на Шпалерной, 41-43, принадлежат к архитектуре классицизма так же, как и Таврический дворец. Правда, военные училища не в состоянии содержать занимаемые ими здания, как это может себе позволить Парламентский центр, расположившийся неподалеку. Но ведь и время теперь другое, и правительственное здание должно отличаться.

 

Материал из номера:
БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: