• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

ТОП 50 2013. Владимир Соколов

наука

Владимир Соколов

Научный сотрудник Арктического и антарктического НИИ Росгидромета, в эпоху, когда географические открытия случаются все реже, в ходе возглавляемой им экспедиции «Арктика-2012» обнаружил в Северном Ледовитом океане новый остров.

Это небольшой, полтора километра на километр, остров, у которого пока нет названия. Как и остальная часть архипелага Земля ФранцаИосифа, он принадлежит России. Хотя в 1990-х австрийцы пытались это оспорить: считают, что земли открыли они, а Россия там не ведет никакой деятельности.

Не исключаю, что этот остров и до нас уже десять раз «открывали». Но инструментальной съемки никто не делал. Мы ее провели, и она подтвердила, что появился новый пролив через остров Нортбрук. А значит, возник и новый остров. Наши гидрографы попасть туда не могли и попросили нас.

Конечно, на ледоколе «Россия» мы шли не за тем, чтобы искать новые земли. Снимали дрейфующую станцию «Северный полюс — 39» и высаживали СП-40. Кстати, сейчас очень тяжело найти льдину для дрейфующей станции. СП-39 пришлось трижды переезжать с места на место: треснет лед — надо бежать. Сидишь как на вулкане. Новых людей в экспедицию мы добавляем дозированно, к уже проверенным специалистам. Бывают и срывы, причем, как ни странно, чаще у тех, кто приезжает работать из Антарктиды, считая себя опытными полярниками.

В Антарктике я не был ни разу. Так получилось, что моя работа как океанолога оказалась связана с Северным полюсом. Окончил арктический факультет в Академии имени Макарова, с 1972 года участвовал в экспедициях, а в 1974-м устроился на постоянную работу в ААНИИ. С нынешним начальником Российской Антарктической экспедиции и номинантом «ТОП 50» прошлого года Валерием Лукиным мы когда-то вместе сидели в Шереметевском дворце и занимались Арктикой. Но судьба сложилась так, что он взял на плечи южный континент.

Новые острова, заливы, мысы появляются потому, что в Арктике меняется береговая линия, ледники отступают. В 2012-м мы наблюдали сильные разрушения ледяного покрова — это тревожный фактор, который говорит об изменении климатических процессов. Продолжат таять ледники — вырастет уровень Мирового океана, будет больше испарений, атмосфера разогреется, возрастет количество аномальных атмосферных явлений. Уже сейчас циклоны становятся более мощными и активными. К примеру, кучевые облака раньше достигали высоты восемь километров, а теперь — одиннадцати. В середине ХХ века, когда создавались самолеты современного типа, ничего подобного не наблюдалось. И в свое время на Украине самолет «Пулковских авиалиний» разбился потому, что летчик не знал о таких явлениях, полез наверх и ушел в плоский штопор.

На Земле уже были периоды потепления и похолодания, это показывают наблюдения в Антарктиде и на Северной Земле. Есть мнение, что в 2015-м начнется постепен но е похолода н ие, а другие климатографы, наоборот, считают, что процесс потепления не остановится и к 2030–2050-м годам льды в Арктике полностью разрушатся. На Земле Франца-Иосифа некоторых ледников уже нет, но наши коллеги в Антарктиде говорят, что там развитие ледников продолжается, идет рост.

Для России важнее Арктика, она ближе. В ней наступают сложные времена. До развала Советского Союза наша страна в этой части планеты доминировала, и весь мир это признавал. Но когда мы оттуда на время ушли из-за нехватки денег, место тут же было занято, там ведь мощные запасы газогидратов, нефти. Человек уже способен их добывать, просто пока месторождений хватает и на более удобных территориях. Однако нужно думать о будущих поколениях, и поэтому война за Арктику в неявном виде уже началась. Желающих присосаться и поделить этот пирог очень много.

Интервью: Радиф Кашапов
Фото: Полина Твердая
Коллаж: Дмитрий Левин, Светлана Сердюк 

Все номинанты премии 2013 года

Материал из номера:
ТОП 50 2013

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: