• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Философы: Давид Дубровский

ФИЛОСОФСКИЙ ОПРОС

Десять хедлайнеров современной философской мысли в России,от теолога до марксиста, рассказывают, что они исследуюти куда идет страна.

Текст: Вадим Чернов, Андрей Емельянов, Светлана Полякова

[аналитическая философия сознания] 

Давид Дубровский

Профессор — о том, как жить не по лжи, и незнании о незнании.

Карате-до я занимаюсь уже тридцать шесть лет, принадлежу к школе уечи- рю, которая связана с шаолиньской традицией и дзен-буддизмом. Черный пояс Японской федерации карате я получил еще в 1986 году и с тех пор веду группы учеников. Одну из них —для коллег в Институте философии. В другую группу входит мой шестилетний сын Саша. Благодаря этому я поддерживаю жизнен-ный тонус и высокую работоспособность на девятом десятке лет.

Психофизическая проблема — одна из фундаментальных для науки и философии. Мы знаем, что психическая деятельность — это функция нашего мозга. Вот я беру карандаш. Моя мысль вызывает движение мышц и создает энергию для этого движения. Отсюда два вопроса. Первый: как объяснить связь явлений субъективной реальности, то есть наших мыслей, ощущений, воли, с мозговыми процессами, ведь мысли нельзя приписывать физические свойства. И второй: как объяснить тот факт, что явления субъективной реаль-ности способны служить причиной физических изменений в организме, что мысль может регулировать телесные процессы. Эта проблема давно служит камнем преткновения для философов и ученых, а последние лет пятьдесят является центральной для аналитической философии. Но до сих пор нет теоретически корректного ее решения. Предлагаемый мной информационный подход претендует на то, чтобы стать им.


 

СПРАВКА

Главный научный сотрудник Института философии РАН, популяри-затор карате в СССР, Давид Дубровскийруководит постоянно действующим семинаром по методологии искусственного интеллекта. Автор более ста пятидесяти статей по психофизической проблеме, самообману, психологии восточных единоборств.

Суть моей теории состоит в следующем. Я исхожу из двух посылок, которые не встречают эмпирических опровержений: во-первых, информация вопло-щена в своем материальном носителе; во-вторых, информация инвариантна по отношению к физическим свойствам своего носителя. То есть одна и та же информация может быть передана разными по своим физическим свойствам носителями. Например, информацию о том, что завтра ожидается дождь, я могу передать на разных языках, звуковыми или письменными сигналами, с помощью азбуки Морзе. Кроме этих двух посылок надо принять еще одно соглашение: наши мысли, ощущения, образы представляют собой инфор-мацию о том или ином предмете или явлении. Из этих трех положений я вывожу концепцию расшифровки мозговых кодов психических явлений. Этот подход я изложил еще сорок лет назад в книге «Психические явления и мозг», а потом разрабатывал в других книгах и статьях.

Согласно нейронауке, носитель информации о наших мыслях и ощущениях — определенная мозговая нейродинамическая система. Связь информации с ее носителем имеет функциональный характер, это явления одновременные и однопричинные. Анализ этой связи — ключ к пониманию проблемы. Перед нами стоит задача расшифровки мозговых кодов явлений субъективной реальности, которая была поставлена после расшифровки генетического кода. Это направление можно назвать нейрокриптологией, в нем уже достигнуты значительные успехи. Например, созданы детекторы лжи, которые выявляют дезинформацию. Или благодаря результатам изучения нейродинамических коррелятов произвольных действий сделана инвалидная коляска, которой полностью парализованный человек может управлять мысленно. Но, пожалуй, самое крупное достижение связано с расшифровкой нейродинамических кодов зрительных образов. Испытуемый воспринимает фрагмент кинофильма, от его головы передаются сигналы, и мы видим на экране компьютера соответствующие движущиеся изображения. Процесс расшифровки мозговых кодов психических явлений несет небывалые возможности преобразования человека, но одновременно и столь же масштабные риски. Если технологии позволят открывать субъективный мир личности вопреки ее воле, каковы будут последствия? Кто кого и зачем будет «открывать», сам оставаясь «закрытым»? Размышления на подобные темы не беспочвенны: бурное развитие технологий нуждается в эффективном контроле и заботе о будущем человечества.

Философы отдают себе отчет не только в творческих возможностях, но и в ограниченности разума. Когда мы узнаем, что чего-то не знаем, это назы-вается проблемной ситуацией. Но человек всегда находится еще и в допроб-лемной ситуации — незнания о незнании. Скажем, лет двести тому назад никто не только ничего не знал о вирусах или радиации, но и не подозревал, что не знает этого. Человек ходит у края бездны незнания, совершенно не замечая ее. Но ее остро чувствуют великие поэты, ученые, философы. Именно из этой бездны выплывают проблемы. И здесь можно выделить стадию предпроблем-ной ситуации, когда мы сталкиваемся с непонятными феноменами и вытес-няем их из сознания. Приведу пример. В конце ХIХ века один венский психиатр был освистан за то, что заметил: почти все его пациенты, страдающие шизо-френией, родились зимой. Лет через двадцать в Англии другой врач пришел к аналогичным выводам, не зная о предшественнике. Его тоже обвинили в лженаучном подходе. И вот уже в эпоху компьютеров нашелся исследователь, который обработал статистические данные обо всех больных шизофренией за последние сто лет и выяснил: восемьдесят процентов из них были рождены с декабря по март. Тогда проблема стала очевидной и положила начало новому научному направлению — геомагнитобиологии.

Я поддерживаю протестные движения. Был на митингах на проспекте Саха-рова и на Болотной. У людей наболело от «стабильности» обманных игр, социальной затхлости, когда всюду рулит одна и та же опостылевшая команда. Меня беспокоит нищенское положение науки в России. Она становится праг-матичной, утратившей духовный порыв, ученые уезжают. Меня волнует проблема молодежи. Тысячи талантливых молодых людей, особенно в малых городах, не имеют возможности для самореализации. Думаю, протест будет расти. Надо вопреки всему противостоять унынию и скепсису, выполнять свой гражданский долг, бороться за правду. У меня немалый жизненный опыт, я участник Великой Отечественной войны, повидал всякое и передумал многое. И я сохраняю веру в будущее России, чего и вам желаю.

Комментарии (1)

  • Гость 18 июля, 2014
    Комментарий удален

Купить журнал:

Выберите проект: