• Журнал
  • Аперитив
Аперитив

«Елена»

В ДРАМЕ «ЕЛЕНА» , ПОЛУЧИВШЕЙ СПЕЦПРИЗ ЖЮРИ В КАННАХ, АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ МОСКОВСКОЙ СЕМЬИ В НАШИ ДНИ, А НЕ ВНЕВРЕМЕННУЮ ПРИТЧУ, КАК В ПРЕДЫДУЩИХ ФИЛЬМАХ.

В отличие от символических сюжетов «Возвращения» и «Изгнания», одновременно возможных везде и нигде, история «Елены» конкретна: речь в ней идет о проблемах современной российской семьи. Синопсис, прочти его с другой интонацией, мог бы подойти фильму Вуди Аллена. Немолодой бизнесмен Владимир, человек холодный и волевой, оказывается в больнице с инфарктом. Там его последовательно навещают жена Елена, пасынок Сергей и дочь Катерина. Елена — существо подавленное, обязанное Владимиру своим относительным благополучием и, кажется, испытывающее за это благополучие стыд. Сергей — парень инфантильный, неспособный содержать собственную семью, привыкший жить в долг. Катерина — девушка беспечная, воздушная, но небезнадежная. Неловкие семейные посиделки быстро перерастают в борьбу за наследство. На этом сходство с Алленом заканчивается: смеяться будет не над чем. Мифологический дебют Звягинцева «Возвращение» был храмом аскезы, где хрупкая красота, очаровавшая Венецианский кинофестиваль, рождалась в кадре сама по себе. Следующий фильм — «Изгнание» — был уже гипертрофированно красивым, похожим не то на загородную съемку для глянцевого журнала, не то на попытку реконструкции райских кущ. «Елена» на их фоне выглядит верхом реализма: обыкновенные люди, типовые дворы. Но декорации кухонной драмы врут: Звягинцев как был мастером абстракций и обобщений, так им и остался, только теперь свой притчевый киноязык перенес в конкретную московскую квартиру. Критики и прокатчики предрекают фильму успех у значительно более широкой аудитории, чем это было с прежними работами режиссера — любимца кинофестивалей, хотя сам он считает, что всю жизнь снимает один и тот же фильм.

КСТАТИ, ЗВЯГИНЦЕВ — ТРЕТИЙ ПОСЛЕ ТАРКОВСКОГО И МИХАЛКОВА РУССКИЙ РЕЖИССЕР, ПОЛУЧИВШИЙ «ЗОЛОТОГО ЛЬВА».

«Елена». Реж. Андрей Звягинцев. В ролях: Андрей Смирнов, Надежда Маркина, Елена Лядова, Алексей Розин. С 29 сентября

Материал из номера:
ФЭШН-КЛАН

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: