В минувшие выходные в сербской деревне Дрвенград открылся фестиваль русской музыки «Большой», созданный кинорежиссером Эмиром Кустурицей и компанией «Газпром нефть». Сербский режиссер построил этнодеревню, в которой гостят Джонни Депп, Моника Беллуччи и Валерий Гергиев, и проходит фестиваль русской классической музыки. Рассказываем, почему все звезды сошлись именно здесь.
Сербский кинорежиссер, актер и музыкант фолк-рок группы The No Smoking Orchestra, традиционно снимающий фильмы на грани сюрреализма, оказался единственным из наших современников, сумевшим наяву создать деревню из своих снов.
В 2003 году Эмир Кустурица построил на холме в окрестностях национального парка Мокра Гора декорации для трагикодемии «Жизнь как чудо» — церковь и несколько деревянных домов в традиционном сербском стиле. Когда фильм был снят, дважды лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля решил, что такому добру грех пропадать, и создал туристическую этнодеревню Дрвенград, которая за 15 лет разрослась, обзавелась десятками домов, несколькими ресторанами, кинотеатром, концертным залом, школой менеджмента, вертолетной площадкой, теннисными кортами, бассейном.
По всей территории деревни появились ретро-автомобили — «актеры» из кинокартин Кустурицы, кинотеатр получил имя Стэнли Кубрика, ресторан — Лукино Висконти, а «улицы» и «площади» — тех, кого ценит режиссер: Федерико Феллини, Андрея Тарковского, Брюса Ли или Че Гевары.
Есть среди уважаемых им людей,запечатленных в топонимике деревни, и ныне живущие классики кино — Никита Михалков и Аббас Киаростами. Оба они были гостями фестиваля Кустендорф (название — производное от фамилии создателя Дрвенграда и слова «деревня» по-немецки), который Кустурица задумал как «свободный от духа Голливуда».
За десять лет существования в фестивале «без красной ковровой дорожки» приняли участие Джони Депп, Моника Беллуччи (сыгравшая главную роль в драме Эмира Кустурицы 2016 года «По Млечному пути»), Алексей Балабанов, Паоло Соррентино, Джим Джармуш, Андрей Кончаловский, Ник Кейв, Гаэль Гарсия Берналь, Изабель Юппер, Ким Ки Дук, Одри Тоту и Брайан Ферри.
Всех их, очевидно, в маленькую деревню на границе с Боснией привлекла, в первую очередь, личность самого Кустурицы, одним из самых ярких талантов которого является талант дружбы: под обаяние кинорежиссера попали и дирижер Валерий Гергиев, и пианист Денис Мацуев, и руководство российской компании «Газпром нефть».
Первые становились гостями фестиваля русской классической музыки «Большой», который Эмир Кустурица проводит в деревне Дрвенград с 2013 года, а крупнейший инвестор в сербскую экономику, владелец компании «Нефтяная индустрия Сербии» - его партнером. Основная задача фестиваля — поддержка молодых талантливых музыкантов академического направления из России и Сербии, которые участвуют в конкурсе. Звезды классической музыки выступают в вечерней программе «Большого», дают мастер-классы и даже участвуют в джем-сейшенах в баре, как это сделал Денис Мацуев на VI фестивале «Большой», который проходил с 14 по 17 июля. 63-летнему режиссеру-мистификатору удалось создать в Дрвенграде свой собственный мир, во многом отражающий также мифологию из книг югославского писателя Иво Андрича.
Важную роль в его романе «Мост на Дрине», принесшем Андричу Нобелевскую премию по литературе, играет железная дорога, соединяющая Сербию с соседней Боснией. Именно на этой узкоколейке между горными перевалами, закрытой властями по причине нерентабельности в 1974 году, Кустурица построил в 2003 году станцию Голубичи все для того же фильма «Жизнь как чудо». И в том же году на участке этой железной дороги был запущен туристический ретро-поезд, стартующий от станции Мокра Гора у подножия деревни Дрвенград. Дорога, получившая название «Шарганская восьмерка», вошла в число так называемых «Семи чудес Сербии», а старые шпалы, оставшиеся от ее разобранных участков, пошли на необычную деревянную мостовую для деревни Дрвенград. Кстати, официально она носит название Мечавник, а неофициально — Кюстендорф.
В итоге на разных картах один и тот же населенный пункт может обозначаться тремя разными названиями — видимо это тоже часть психоделического замысла Эмира Кустурицы.
Текст и фото: Виталий Котов
Комментарии (0)