• Мода
  • Вещи
Вещи

Поделиться:

Почему плагиат — двигатель модной индустрии?

«Хорошие художники копируют, великие — воруют» — фраза драматурга Элиота лучше всего описывает ситуацию в современной моде. Редактор моды Sobaka.ru Алена Галкина разбирается, почему копии и цитаты не тормозят, а развивают индустрию.

Эмма Уотсон в Burberry

Эмма Уотсон в Burberry

Кирилл Минцев с топом из собственной коллекцией

Кирилл Минцев с топом из собственной коллекцией

«У меня украли дело жизни. Burberry украли мою идею. Если мою идею ворует Burberry и продет это за безумные деньги, то почему я должен сидеть в ж**е?», — этим риторическим вопросом начинается исповедь московского дизайнера Кирилла Минцева, который обвинил британский бренд и его креативного директора Кристофа Бейли в плагиате. Речь идет о топе из коллекции Mintsev Kirill трехлетней давности — на февральском показе в Лондоне Минцев увидел накидку из плетеного шнура, сделанную в той же технике, что и его вещь, и запустил акцию протеста в социальных сетях Burberry. Рисерч коллекций последних трех-пяти лет действительно покажет, что подобной техники ручной работы большой подиум еще не видел. Но логично ли обвинять Бейли в плагиате сегодня, когда новые коллекциии, лукбуки и кампейны — весенне-летние, осенне-зимние, круизные, пре-осенние, мужские, женские, в Нью-Йорке, Лондоне, Милане, Париже, Стокгольме, Копенгагене, Сеуле и Москве — появляются чуть ли не каждый день, а повтор одного элемента можно списать на вспышку памяти? Именно так психологи называют ситуацию, когда мозг фиксирует увиденную где-то и когда-то картинку, но не запоминает деталей и непроизвольно повторяет.

Накидка из плетеного шнура Burberry, 180 000 руб.

Накидка из плетеного шнура Burberry, 180 000 руб.

Накидка из плетеного шнура Burberry, 180 000 руб.

Накидка из плетеного шнура Burberry, 180 000 руб.

Но речь сейчас не об этом: ситуацию с цитатой российского дизайнера можно воспринимать и как безвозмездную пиар-кампанию. На Минцева обратила внимание новая аудитория (сотни комментариев с хэштэгом #MintsevKirill vs. #Burberry сделали своё дело), а нам, например, срочно захотелось заказать у дизайнера серьги из этого, уже знаменитого, плетеного шнура. К копиям можно и нужно относиться с иронией — это пытался рассказать еще один московский дизайнер Антон Галецкий, который в своей коллекции смело повторил очевидные хиты с показов Celine, Moschino, Burberry и Dolce & Gabbana одновременно. И что получил взамен? Фан, ни одного судебного иска и репост коллекции в инстаграме Стефано Габбаны с почти миллионной аудиторией.

Коллекция Антона Галецкого, посвященная копиям

Коллекция Антона Галецкого, посвященная копиям

Модные цитаты в правильном исполнении могут стать частью просветительской миссии: вспомним пальто Celine, открыто и до мелочей скопированное с оригинала американского дизайнера Джеффри Бина. Со статусом Фиби Файло в современном мире моды становится понятно, что дизайнер не хотела никого обманывать, а повтор знаменитого пальто — способ еще раз рассказать миру о работах гениального Бина, умершего в 2004 году. То же самое можно сказать и про цитаты Vetements: подрезанные джинсы, которые пестрили в стритстайле прошлого года — не воровство, а оммаж Мартину Марджеле и его джинсам с показа 1999-го года. Но вспомнили ли бы об этих хрестоматийных штанах ит-гелз, если бы не копия Демны Гвасалии? 

Слева Vetements, 2016 год; справа Maison Martin Margiela, 1999 год

Слева Vetements, 2016 год; справа Maison Martin Margiela, 1999 год

Слева Geoffrey Beene, осень-зима 2004; справа Celine, осень-зима 2013

Слева Geoffrey Beene, осень-зима 2004; справа Celine, осень-зима 2013

С позитивной стороны можно рассматривать и масс-маркет, который беспощадно копирует вещи с подиума: таким брендам нужно всего две недели, чтобы подхватит тренд — от разработки до поступления оборчатых блузок, как у Chloe, или голубых ботфортов, как на шоу Balenciaga, на полки в магазины по всему миру. Ровно так же, как редакторы моды и миллениалы из Instagram, дизайнеры fast fashion диктуют тенденции и обозначают, что все будут носить в следующем сезоне. Если бы масс-маркет не копировал, а создавал свои самостоятельные коллекции, что бы мы получили в результате? Отдельную индустрию, которая делает оригинальный продукт и конкурирует с люксом. А пока масс-маркет будет подыгрывать подиуму, копируя вещи, хорошо всем: продажи люкса растут, и им ничего не грозит, а fast fashion продолжает строить свою мультимиллиардную империю (мы ведь помним, кто самый богатый человек на планете?).

Сапоги из спандекса Balenciaga, 70 000 руб.; сапоги Zara, 5999 руб.

Сапоги из спандекса Balenciaga, 70 000 руб.; сапоги Zara, 5999 руб.

Jacquemus, осень-зима 2016; Blugirl, осень-зима 2017

Jacquemus, осень-зима 2016; Blugirl, осень-зима 2017

Комментарии (1)

  • emy smithy 31 марта, 2017
    Американский дизайнер Marc Jacos копирyeт молодyю дизайнер Angel Barty. Прочитайте этот блог: styleangelique . blogspot . com "Уже 7 лет Marc Jacobs ворует мои модели одежды, мой стиль, концепции фото.Мой уникальный стиль скопировал многим международным брендам.Питаясь моей энергией, используя мой талант, он стремится стать самым могущественным человеком в медии и модельном мире.Нелегальными, коварными средствами ворует мои модели одежды.Jacobs проникает в мой компьютер, мобильный телефон и електронную почту.Годами читает мои письма и смс без моего согласия.После разоблачения его в моём блоге регулярно получала угрозы в свой адрес."

Купить журнал:

Выберите проект: