В этом месяце выходит альбом Melvins — группы, которая придумала гранж. Мы попросили высказаться по этому поводу Эверетта Тру, музыкального критика, давшего гранжу имя. А также напомнили о пяти других пластинках месяца.
В 1998 году в прокате шел фильм братьев Коэн «Большой Лебовски». Он о Дюде (его в соответствующей отталкивающей манере играет Джефф Бриджес), который любит пойти в боулинг, выпить пива и иногда покурить галлюциногенов. Вдруг он оказывается вовлеченным в целый ряд отвратительных дел, к которым не имеет никакого отношения. Друзья умирают, наркотические сделки на миллионы долларов идут наперекосяк. В предпоследней сцене в баре, рядом с дорожками для боулинга, незнакомец (Сэм Эллиотт, который выглядит как зловещий ковбой) смотрит, как Дюдя уходит куда-то шаркающей походкой, а потом наклоняется к камере и говорит: «Дюдя не пропадет. Не знаю как вас, а меня это утешает. Приятно знать, что он все же есть. Дюдя… Не нервничает, не то что мы, грешные».
Дюдя не пропадет. Я долго подбирал слова, прежде чем написать «не пропадет» в этом контексте. Я имею в виду «продолжит жить», или «продолжит существовать, не отягощаясь проблемами вокруг себя», или «будет находиться в постоянном состоянии Дюди».
Я чувствую то же самое по отношению к главному представителю протогранжа группе Melvins и ее двадцать четвертому студийному альбому Hold It in. Мода приходит и уходит. Друзья умирают, или наркотики разрывают их на части. Королевства становятся могущественными и распадаются. Америка получает первого чернокожего президента, а человечество в каких-то десятках лет от гибели. Только Melvins все еще здесь, штампуют металлическую музыку с черным юмором и идут своей странной дорогой. Они могут менять участников каждые несколько лет, могут менять звучание так же часто, как некоторые хеви-метал-музыканты — нижнее белье, но остаются теми самыми узнаваемыми Melvins. Melvins не пропадут.
Hold It in — это потерявшие форму, красиво растянувшиеся песни, путаница и потертость звука, которой мы ждем от Базза Осборна и Дейла Кровера (плюс их музыкантов) в течение последних тридцати лет. И чтобы найти параллели с получившимся свободно накатывающим духом в альбоме Hold It in, нам нужно вернуться в середину 1990-х, к короткому сотрудничеству Melvins с американским мейджором Atlantic Records, и в 1993 год, к альбому под названием Houdini, в котором поучаствовал Курт Кобейн. И так же как Houdini (вторую сторону пластинки Кобейн однажды cравнил со «звуком барабанной установки, которая падает с лестницы»), Hold It in — дьявол среди альбомов.
Первая песня — Bride of Crankenstein — вполне могла бы быть классическим треком Soundgarden. Я частенько думал, что Melvins обогнали бы Soundgarden по продажам, если бы только сконцентрировались на своем воображении и искаженном чувстве юмора. Они не просто так позвали Джина Симмонса из Kiss, чтобы он сыграл с ними на басу на фестивале Lollapalooza в 1993 и 1994 году. И не только поэтому в их звучании вы чувствуете классику 1970-х. Сравнения с Black Sabbath более чем оправданны.
Еще одна песня из альбома — Brass Cupcake — звучит так, будто группы The Car и Devo подключились к усилителю Blue Cheer (американская группа, которая помогла изобрести гранж; как описал ее лидер Mudhoney Марк Арм: «Дешевые дерьмовые перегруженные усилители Marshall со звуком, включенным на 11»). Это и есть настоящие Melvins.
Базз Осборн до сих пор поет своим угловатым металлическим голосом, а Кровер колотит по барабану cо всей свирепостью. Неудивительно, что Кобейн хотел его позвать в Nirvana на свободное место ударника, прежде чем пригласить Дэйва Грола. Это расцвет Melvins. Melvins не пропадут.
Для каждого полного металла сумасшествия, как Piss Pisstopherson (название трека отсылает к американскому актеру и кантри-певцу Крису Кристофферсону), Melvins находят задушевную песню вроде You Can Make Me Wait, где новый гитарист Лери выглядит так, будто он решил доказать кому-то, что может спародировать Джи Маскиса с гитарным соло, которое звучит так же непринужденно, как спуск лыжника вниз по горе. Если песня Barcelonian Horseshoe Pit — настоящая дьявольщина в стиле группы, то Eyes on You — сочное деревенское буги.
Конечно, альбом заканчивается свирепой, растягивающейся на двенадцать минут песней House of Gasoline, которая, как вы понимаете, на концерте звучит минут тридцать или даже больше. Звучит, пока не надоест, а потом еще немного. Melvins — это люди, которые придумывают свои мифы и легенды, которые сами придумывают истории, не обращая внимания на то, что происходит вокруг.
Как сказал Базз Озборн: «Hold It in — это освежающая выдумка в скучном мире фактов и ерунды». Как сказал Дейл Кровер: «Это наша версия того, как должна звучать поп-музыка. Готовьтесь отрываться!». Предупреждение принято. Melvins не пропадут.
Melvins. Hold It in. Ipecac Recordings
Еще пять пластинок октября:
Текст: Ксения Морозова
Комментарии (0)