• Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

ГОЛОС МОРЯ

Юлия Косякова Создатель, директор, идеолог и музыкант оркестра «Черноморская симфония», скрипка

Юлия Косякова
Создатель, директор, идеолог и музыкант оркестра «Черноморская симфония», скрипка

 

Cоздание симфонического оркестра в Новороссийске — событие поистине экстраординарное. Впрочем, это верно в отношении любого города — Москвы, Петербурга, Нью-Йорка, Лондона —хотя бы потому, что появление такого сложного и высокоорганизованного музыкального организма возможно только в достаточно развитой культурной среде. Симфонические оркестры не рождаются каждый день — для этого, помимо простого желания, требуются значительные материальные вложения на приобретение инструментов, сценических костюмов, заработную плату музыкантов и так далее, но главное — необходимо удачное стечение обстоятельств, как и произошло в нашем случае.

Мы почувствовали ясный запрос: в первую очередь со стороны профессионального сообщества. В Новороссийске существует прекрасная учебная база — музыкальная школа и колледж, но ребята, которые выходят из этих стен с профессией, нуждаются в платформе для работы по специальности. Такой у нас в городе нет, поэтому они уезжают в Краснодар, Ростов, Астрахань, Новосибирск, Москву и Петербург — одни, чтобы продолжить обучение в консерватории, другие — чтобы трудоустроиться. Мы теряем такие ценные кадры буквально потому, что им некуда вернуться! А ведь профессиональный музыкант — совершенно штучный, редкий товар, и для того, чтобы воспитать одного такого специалиста, государство тратит баснословные деньги. Восемь лет в «музыкалке», четыре-шесть в колледже, пять в консерватории — все это время расходуются бюджетные средства, привлекается кадровый ресурс — было бы логично организовать сформировавшемуся музыканту рабочее место, но отчего-то этого не происходит. «Черноморская симфония» как раз стала такой профессиональной платформой, и в этом заключается социальный аспект нашего проекта. Не представляете, как много звонков мне поступает от наших ребят, которые хотят вернуться в Новороссийск, услышав, что здесь появился свой симфонический оркестр!

«Черноморская симфония» не бизнес-проект, а автономная некоммерческая организация: создавали ее единомышленники, которые не ставили перед собой задачу пиарить себя или зарабатывать деньги. Наша цель — возрождение традиций, возвращение в Новороссийск большой культуры. Этого заслуживает любой город, но тот, который подчеркивает свое федеральное значение, особенно. Симфонический оркестр — это структура, которая поднимает его на совершенно иной уровень: «Черноморская симфония» встает в один ряд с выдающимися коллективами вроде Государственного симфонического оркестра и Симфонического оркестра Московской консерватории, которых у нас в стране, к сожалению, осталось так мало — и из-за пандемии становится меньше с каждым днем.

История создания «Черноморской симфонии» вообще удивительная. В конце 2019 года наша школа балета Лилии Запашной ставила «Чиполлино», и Лилия Фердинандовна предложила сделать это с местным симфоническим оркестром. Мы стали искать — и, разумеется, никого не нашли. Тогда решили разово собрать небольшой состав: нашлись музыканты, в декабре мы провели первую репетицию. В итоге так загорелись процессом, что из маленькой идеи родился полноценный оркестр на постоянной основе, и 27 июля 2020 года мы закрепили «Черноморскую симфонию» юридически.

Коллектив собирали буквально по всей стране: давали объявления через интернет, сработало сарафанное радио — музыкальное сообщество очень небольшое, все друг друга знают. К нам приехали музыканты из Переславля, Екатеринбурга, Свердловска, Петербурга, Сочи, Челябинска, и заявки продолжают поступать. К тому же сформировалась значительная база на случай кадрового дефицита: скажем, нужен фаготист, а в Новороссийске его нет, потому что фагот — инструмент редкий. Находим музыканта, отправляем ему ноты, репетируем параллельно, а затем он приезжает к нам, «синхронизируется» с оркестром и отыгрывает концерт, это распространенная практика.

На сегодняшний день в состав «Черноморской симфонии» входит более восьмидесяти музыкантов, а руководит оркестром молодой, амбициозный и очень энергичный дирижер Константин Владимирович Милешкин. Это человек, которому мы бесконечно признательны, потому что не каждый профессионал возьмет на себя риск работать с совершенно неизвестным, только собравшимся коллективом. Обычно дирижеры появляются на горизонте, когда оркестру уже три-четыре года, есть опыт выступлений. Константин Владимирович поступил очень достойно, взяв на себя этот риск, и, думаю, мы его не разочаровали и не подвели. (Улыбается.)

Из-за пандемии премьеру «Чиполлино» пришлось перенести на год — состоится она 8–10 апреля в Гортеатре. Но в целом карантин и режим ограничений не убавили нашей решимости: в 2020-м мы провели 4 концерта, все на удаленке, при пустых залах, но все они есть в записи. С одной стороны, дебют мы представляли не совсем так, но с другой — у коллектива было больше времени сыграться и поэкспериментировать. Первый концерт состоялся 24 июля и был посвящен «Бессмертному полку», второй — 150-летию «Абрау-Дюрсо», третий сделали в Политехническом институте камерным составом, а четвертый, новогодний, в Гортеатре — он стал первым, который мы транслировали онлайн. А 19 февраля 2021-го мы сыграли праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества, — уже со зрителями, пусть наполняемость зала пока ограничена 30 процентами; он также шел в прямом эфире. 26 марта будем участвовать в концерте ко Дню работников культуры, а в мае представим программу, посвященную Дню Победы. Думаю, уже можно говорить о том, что у нашего симфонического оркестра складывается постоянная аудитория.

Признание и поддержка горожан очень важны, особенно когда среди них такие глубокоуважаемые личности, как Татьяна Аветовна Меркулова: с первого дня она неизменно на нашей стороне, за что мы ей очень благодарны. Спасибо и Вячеславу Васильевичу Матвейчуку за возможность четыре дня в неделю репетировать в Городском дворце культуры (бывший ДК «Украина») — это действительно важно для профессионального коллектива.

Константин Милешкин Дирижер

Константин Милешкин
Дирижер

У нашего симфонического оркестра огромные планы и перспективы: в конце концов, мы даже локдаун пережили. (Смеется.) За год собрали репертуар — сегодня он насчитывает десятки программ, и афиша выступлений расписана минимум на полгода вперед. Другой важный момент — у нас сформировалась нотная библиотека, то есть партии для музыкантов, партитуры для дирижера. Они не продаются в магазинах, мы ищем их и делаем на заказ, и на сегодняшний день у нас есть произведения мирового уровня, такие как «Кармен» и «Севильский цирюльник». Есть и аранжировки, которые писались специально под наш состав, например прекрасная «Богемская рапсодия» Фредди Меркьюри. Колоссальное количество средств вложено в профессиональные инструменты: в активе оркестра литавры, контрабас, ударная установка, мыслимые и немыслимые барабаны, арфа, тамтам — плюс портативные инструменты, которые музыканты приносят с собой: скрипки, альт, виолончель, флейта и гобой.

Почему создание симфонического оркестра — грандиозное событие не только для ценителей классической музыки, но и для всего города в целом? Потому что он дает совершенно новые перспективы. Уже сейчас на нас выходят звезды российской и мировой сцены, чтобы обсудить совместные проекты. Например, Ростовский государственный музыкальный театр хочет привезти балет «Щелкунчик», чтобы дать его в оркестровом сопровождении, — само наличие в городе нашего коллектива рождает все эти всплески, которые поднимают культурную жизнь Новороссийска на новый уровень и делают ее ярче, насыщеннее и презентабельнее. Единственное препятствие — нам всем определенно нужен новый вместительный и современный театр, пространство, которое сможет быть соразмерным этой кипящей художественной волне. Мы сделали свой шаг и доказали, что там, где есть искренне желание, нет ничего невозможного. Следующий — за городом.

Константин Милешкин

Дирижер

По какому принципу выбираете репертуар?

В первую очередь делаем мы это коллегиально. Создали худсовет — я прислушиваюсь к мнению музыкантов, они прислушиваются к моему. Репертуар — очень тонкий момент: оркестр — особый организм, и он очень молодой, ему элементарно еще нужно сыграться. Поэтому берем такой материал, чтобы он был интересен зрителю, по силам музыкантам и не загонял коллектив в творческий тупик. В общем, выбираем репертуар рационально. (Улыбается.) К тому же наша задача сейчас — найти и воспитать свою публику, не только ту, что придет на концерт по умолчанию — просто потому, что любит и ценит классическую музыку. Поэтому сейчас ориентируемся на традиционные произведения, узнаваемые широкими массами людей.

Вы бывший военный дирижер. Есть ли разница в управлении гражданским и военным оркестром?

Военный дирижер военному дирижеру рознь. (Улыбается.) У нас в стране только одно учебное заведение готовит именно руководителей оркестров и военных коллективов — Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Там есть два направления: просто военный дирижер и ансамблевый. Я руководил Ансамблем песни и пляски Дальневосточного военного округа — это несколько более широкая творческая палитра, нежели просто военный оркестр. У нас был эстрадно-симфонический оркестр, хор, балет — так что не думаю, что почувствовал большую разницу, перейдя на гражданский музыкальный коллектив. Да и стоит ли разделять? Музыка объединяет всех — она вне политики, армии и гражданской позиции.

Для того чтобы глубже понимать и чувствовать балет, например, требуются определенные знания. С симфонической музыкой такая же история?

В любой отрасли, тем более в любом виде искусства, все работает на уровне «нравится — не нравится». Я, допустим, не фанат футбола, но чемпионат мира смотрю от и до, потому что там играют профессионалы — и ты не можешь оторваться от этого зрелища. Главное предназначение искусства — катарсис, очищение. И если человек испытывает это чувство, даже видя балет впервые, если он его завораживает, необязательно подходить к этому как-то прагматично. Сидеть и читать с умным видом либретто, партитуру переворачивать — зачем? Когда произведение затрагивает тебя, все остальное не имеет значения. Это одинаково справедливо для любого вида искусства: балет, симфоническая музыка — если они сделаны качественно, то зайдут в душу даже несведущему человеку. Единственное, чего не терпит классика, — это небрежное, неряшливое отношение. К ней нужно подходить с трепетом!

 


В 2020-ом «Черноморская симфония» стала «Событием года» по версии новороссийцев в конкурсе общественного признания от администрации города

Текст: Катерина Колесникова

Фото: архивы пресс-служб

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: