• Город
  • Общество
Общество

Поделиться:

Дмитрий Соболев

Пока мы где-то между ревизией уходящего года и чек-листом для наступающего, напоминаем: все чудеса начинаются в нас.

Оптику на внутреннюю вселенную настраивает семейный и личностный психолог Дмитрий Соболев 

— и дает обнадеживающий прогноз: нас ждет светлое будущее БЕЗ МАСОК, потому что весь мир театр — и у каждого своя (главная!) роль.

Общество сегодня гораздо более открыто к вопросам психологического здоровья, чем еще 10 лет назад. С чем это связано, на ваш взгляд?

Общество развивается в целом, и каждый из нас стремится к развитию в частности. Появляется возможность переосмысления каркаса жизни и ее процессов, люди все чаще обращают внимание на психологическое здоровье и гигиену, понимая, насколько они важны. Еще недавно мы акцентировались на физическом и финансовом благополучии, а сегодня начинаем следить за качеством своей уникальной бесценной жизни в разных ее сферах, задумываемся о наполненности эмоциями. У человека появляется четкое понимание, как он хочет жить, с кем и для чего, и для этого нового уровня ему нужны определенные настройки. Возможность выбирать и корректировать их ему дает современная психология: она обладает обширным инструментарием, который позволяет смотреть на прежние установки под другим углом, находить неординарные решения для самых разных проблем, улучшать качество жизни во всех аспектах. Меняются взгляды и отношение ко многим вещам — даже произведения классиков получают новую интерпретацию, потому что мы начинаем анализировать их иначе. По-другому можно посмотреть и на свою жизнь — и настроить ее инструментами психологии.

Институт семьи все так же фундаментально важен — или его функции меняются и уходят на второй план?

Сегодня он терпит нападки, его пытаются как-то раскачать. Но, несмотря ни на что, семья и семейные ценности все так же важны. Когда человек находится в здоровых отношениях с родными, он дольше живет, меньше болеет, качество его жизни, безусловно, выше. А вот когда отношения в семье нездоровые, все совсем наоборот. Поэтому над ними непременно нужно работать и осторожно выбирать партнеров, с которыми хотим связать жизнь.

А что значит семья лично для вас?

Это одновременно и тихая гавань, дарящая отдых, расслабление, спокойные положительные эмоции, и источник сил, который, словно витамин, заряжает энергией, помогает поддерживать психологический баланс и двигаться вперед.

Если нет явных психологических блоков и проблем, есть ли смысл обращаться к специалисту?

Специалист-психолог, сексолог — это не всегда про решение проблем. Настроив качество жизни в разных сферах, важно удерживать его на определенном уровне, проводя естественную профилактику, гармонизируя новообретенную действительность, чтобы картинка не расплывалась. Конечно, в первую очередь психолог помогает преодолеть уже существующие трудности, но дело в том, что они не возникают внезапно. К ним ведут искажения, помутнения сознания, и опытный специалист считывает эти звоночки задолго до того, как они смогут перерасти в собственно проблему.

Как найти своего психолога?

Ориентироваться на впечатление. Свой психолог — это специалист, работать с которым комфортно. Вам предстоит системное взаимодействие, поэтому с самой первой встречи критически важно почувствовать отклик внутри, настроиться на общую волну; специалист не должен вызывать неприятных, тяжелых ощущений. Эффективный психолог — это не только про знания, образование, методики, техники и подходы, но и про чувство глубокого контакта и доверия. Если его нет, то продолжать бессмысленно.

Популяризация психологии привела к тому, что сегодня очень много пабликов, блогов и книг с ответами на все вопросы — они способны реально помочь?

Если бы эти ресурсы могли помочь на том же уровне, что и профессиональные психологи, то последних в принципе бы не было. Идея заманчивая: купить книгу, пусть даже самую толстую, прочитать ее и устранить проблемы, настроив свою жизнь так, как хочется. Но это так не работает. Каждый человек уникален, словно отпечаток пальца, и то, что написано для широкого круга читателей, не может быть универсальной панацеей. Специалист же работает индивидуально: для вашего уникального случая он совмещает разные подходы, техники и методики. Книги тоже можно использовать, но как дополнительный информационный ресурс, не более. А работа психолога и психотерапевта по свой сути гораздо шире и глубже, чем сборник советов на все случаи.

Профессия накладывает отпечаток на вашу повседневную жизнь?

Есть я-специалист и я-человек. Две эти сферы постоянно переплетаются, но не затмевают друг друга. В своей частной жизни я не страдаю от профдеформации, хотя положительный отпечаток все же есть — выработанный за 13 лет работы навык видеть людей и ситуации в формате 5D. (Улыбается.) Когда чувствуешь и понимаешь окружающих глубже, чем обычный человек, видишь паттерны, рассматриваешь события с разных точек зрения. Но эта способность для меня бонус, а не тяжкая ноша, тем более что за годы практики я научился включать и выключать ее. Так что абсолютно никаких неудобств в повседневной жизни моя профессия не доставляет! Я люблю чувствовать, испытывать разные эмоции — и не разучился смотреть на мир без лупы и микроскопа, радоваться обычным вещам, не анализируя их.

У вас очень сильная, но умиротворяющая энергетика — это следствие профессии или, наоборот, основа вашей натуры, которая и подтолкнула к ее выбору?

Новый человек рождается и только потом, после становления, находит свой профессиональный путь. Но предпосылки к этому выбору и есть основа твоей личности. Не каждый может стать психологом: для этого нужна определенная предрасположенность, черты характера и способ смотреть на мир — некоторые из этих качеств не привьешь искусственно.

Еще в детстве, разговаривая со сверстниками, я легко мог успокоить их, дать совет, помочь делом; часто слышал от других людей, что после наших бесед им становится легче, а проблемы разрешаются как-то сами собой. Однажды, когда я еще был подростком, из жизни ушел мой друг, и так получилось, что об этом мне позвонила сообщить его мама. Мы проговорили всю ночь, а наутро она сказала: «Тебе нужно становиться психологом. У тебя явный талант, и его необходимо развивать». В то время я еще не задумывался всерьез о будущей профессии, но теоретически рассматривал медицинскую карьеру: мои родственники по линии отца — довольно известные врачи с блестящим образованием и высокими достижениями. По сути, передо мной стоял выбор в этой сфере — стать хирургом, неврологом, кардиологом или кем-то еще. Тогда я задал себе вопрос, в каком направлении смог бы быть максимально полезен, эффективен и получал бы от этого удовольствие, и понял, что профессия психолога — это то, что мне нужно. Все вело к ней: со школьной скамьи я ощущал в себе потенциал и активно его использовал. Оглядываясь назад, вспоминаю множество ситуаций, когда мне удавалось добиться больше, чем более привилегированным сверстникам, — в какой-то момент стало ясно, что каждый мой выбор, реакция, действие неслучайны, все они звенья одной цепи. Я все отчетливее понимал, что, если добиваюсь таких результатов, имея гораздо меньше возможностей, чем другие, значит мне помогает какая-то мощная сила — теперь уже знаю, что все это о психологии. Так я выбрал свой путь и пошел по нему: сегодня бесконечно люблю свою профессию и добился в ней больших высот. Но, даже став искушенным специалистом, продолжаю активно развиваться и двигаться вперед: это любовь на всю жизнь!

А какой профессии вы бы себя посвятили, если бы не связали свою судьбу с психологией?

Наверное, стал бы режиссером театра или кино. Во-первых, это сфера, которая граничит с психологией. Во-вторых, я очень люблю театр во всех его проявлениях и красках — стараюсь не пропускать ни одной интересной премьеры! — и так же сильно влюблен в кино. Мне нравится и результат, и сам процесс: драматургия сюжетов, тонкости взаимодействия актеров между собой и со зрителем, вся эта неисчерпаемая палитра эмоций, нюансов, оттенков. Так что, если бы не психология, с большой долей вероятности нашел бы себя в режиссуре — а может быть, в фотографии или живописи, которыми восхищаюсь не меньше.

Искусство вообще кладезь сюжетов и архетипов в действии — и, наверное, лучший помощник в настройке эмпатии. Какие произведения для вас наиболее сильные?

В литературе мне нравится русская и зарубежная классика. Довольно часто знакомлюсь и с современными авторами, погружаюсь в текст, вникаю и задаю себе вопрос — откликается ли он во мне? — и, в зависимости от внутреннего ответа, продолжаю чтение или нет. Любимые произведения называть не буду: их действительно очень много — и в кино, и в театре, и в книгах, а составлять рейтинги — значит выделять одних в ущерб другим. Для меня они все как маленькие разноцветные точки в работах пуантилистов: каждая яркая и сама по себе, но нет смысла отделять одну от другой, когда можно смотреть на картину в целом и радоваться ей.

В чем еще находите вдохновение?

Я живу на два города: в самом центре Москвы и в солнечном Геленджике, на нашем замечательном побережье. В чем-то вдохновляет мегаполис с его многочисленными ниточками, потоками энергии, сплетающимися в одну. Здесь же, конечно, совершенно другая энергетика: она очень мягкая, теплая, размеренная. Люблю природу во всевозможных состояниях, проявлениях и стихиях — во все времена года, со всей необъятной палитрой красок. Ее и интересных людей можно найти и в городе у моря, и в гудящем мегаполисе — это меня и вдохновляет.

Если бы вы писали, ставили или снимали автобиографию, то как бы она называлась? И в каком жанре была бы?

Назвал бы ее «Мой путь»: у каждого из нас своя уникальная дорога, и самое большое счастье — найти свое предназначение и следовать за ним. Ту реальность, которая меня окружает, я выбрал сам — и люблю каждый ее момент, с интересом смотря в будущее с его безграничными возможностями. Что касается жанра, то, возможно, это был бы сборник новелл или киноальманах: удивительные и абсолютно повседневные, знаковые и неожиданные, все маленькие истории складываются в итоге в одну большую, которая и становится нашей жизнью.

Текст: Катерина Колесникова 

Фото: Сергей Тиняков 

Автор идеи и продюсер: Юлия Харитонова 

Стиль: Галина Рудоманова 

Продюсер фотографа: Юлия Тинякова 

Одежда: Emilio Guido 

Свет: 42 Studio, аренда светового оборудования Delavshok

Видео: Олег Огнерубов 

Локация: культурный центр «Старый парк», театр Старого парка, Дом искусств Старого парка 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: