Самый зоркий фотохудожник побережья и писатель-провокатор Сергей Тиняков — каноничный Раст Коул, но со сверхспособностью к эмпатии: считывает суть за секунды, балансирует на всех возможных гранях, соединяет неочевидное в целое и декодирует иррациональное в связные структуры. Этому нужно учиться, решили мы и устроили ему очную ставку.
Фотограф и писатель: кого в тебе больше?
Кого-то во мне больше. Фотографировать я начал до развода, а писать уже после. По сути, письмо и фотография очень близки, разные только инструменты и средства выражения. Писать мне ближе, потому что я пишу о том, что пережил сам. В этом мне помогает и профессия фотографа. Через фотографию и людей я узнаю себя. А герои съемок через фотодиалог узнают себя или находят ответы на свои вопросы. Без письма, знания человеческой природы и культурного уровня это было бы не так сильно.
Ты специализируешься на портретах, причем зачастую в экспресс-формате. Как быстро увидеть и схватить суть человека напротив?
Я коммерческий фотограф и снимаю все, что требуют заказчики. Для этого у меня есть своя команда. Так получается, что портретная фотосъемка — наиболее публичная часть моей деятельности. Увидеть, разгадать и показать героя в кадре мне помогает прошлое и жизненный опыт. Раньше я работал следователем в полиции и в текущей профессии использую такой навык, как тактика общения и допроса. Плюс мое природное чутье на людские запросы и такое свойство, как апофения. Помимо прочего, если думать о деньгах до, во время или после съемки, что-то настоящее редко получается. Поэтому всеми вопросами занимается мой продюсер. Я придумываю идею, веду диалог с героем в кадре и снимаю.
Герой портрета — вещь в себе или субъективное видение автора?
Все зависит от поставленной задачи. У меня снимаются самые разные люди: с разным статусом, достатком и потребностями. В основе портретной фотосъемки лежит максимальная передача того, что покажет герой в кадре. Одна из задач фотографа — перевести на язык визуальных образов то, что зашифровано в человеке и его личности. Если это фотодиалог, я показываю проблемы, переживания, стремления и возможности того, кто в кадре. Если речь идет о комплиментарном портрете, важно учитывать достоинства, умело работая с недостатками. В каком-то смысле я являюсь переводчиком и летописцем героев своих съемок. Мое впечатление о них всегда вторично — скорее нейтрально.
Извечный вопрос: можно ли оставаться человеком искусства в коммерции? У кого приоритет на «я так вижу» — у тебя или у заказчика?
Однозначно можно. Коммерческая фотосъемка — это ремесло, то есть умение профессионально решать поставленные задачи. И в приоритете здесь техническое задание. Творчество же — это тренировка навыков, эксперимент и поиск выразительных средств. Здесь приоритет у автора. Но иногда, если повезет, творчество становится визитной карточкой, и тогда при решении поставленных коммерческих задач на вопрос «Что вы хотите?» можно услышать фразу: «Мы вам доверяем, делайте, как считаете нужным».
У тебя глубоко художественный подход к организации кадра. Где находишь референсы?
Помимо юридического, у меня есть художественное образование, а также природное чувство прекрасного, которое я регулярно подпитываю просмотром альбомов великих авторов фотографии и живописи. Я изучаю современное искусство, смотрю много фильмов, нахожу связи между тем, что было сделано до меня, и направлением, в котором все движется вперед. Затем просто комбинирую полученную информацию, и получается довольно неплохо.
Ты много пишешь, и рассказы твои весьма смелые. С негативной реакцией приходилось сталкиваться?
Признаться, ни разу. В основном люди благодарят за искренность и честность. Если вчитаться, отложив в сторону откровенные сцены, насилие и нецензурную брань, то в основе лежит простая история про то, как мальчик ищет девочку. Этому жанру более двух с половиной тысяч лет, и он называется «любовная история». Если коротко — свои люди поймут, остальные либо станут своими, либо станут ими чуть позже.
Сколько тебя в героях твоих рассказов?
Так или иначе, почти все рассказы обо мне. Однако иногда ко мне приходят люди и просят записать их истории. Если в двух-трех предложениях человек сможет рассказать, о чем его история, я берусь за нее. Так, например, появился рассказ «Обиды прочь».
Когда-нибудь думал уехать с юга?
Я здесь родился, но корни у меня сибирские. На юге для меня слишком жарко, я люблю спать на холоде из-за горячей крови, летом чувствую себя белым медведем в зоопарке. Однако здесь похоронены мои родители, и никуда отсюда я уезжать не планирую.
Ты периодически участвуешь в благотворительных проектах. Зачем это лично тебе?
Социальные сети разрушают межличностное общение и гуманизм. Я за восстановление реальной связи и коммуникации.
Есть люди, которые хотят, но не могут себе позволить сниматься у меня. Есть люди, которые нуждаются в помощи. Есть люди, которые хотят рассказать о себе или своем деле, например владельцы помещений, где можно провести подобные мероприятия, или кондитеры. Я являюсь связующим звеном между теми, кто хочет получить от меня портрет и готов заплатить сколько пожелает, и теми, кому нужна помощь. Здесь выигрывают все. Человек, участвующий в благотворительной фотосъемке, получает свои снимки, помогает нуждающимся, знакомится с новыми интересными людьми и заведениями. Это не просто мероприятие, это некая тусовка — только не ради тусовки или того, чтобы засветиться, а, скорее, чтобы почувствовать себя причастным к истории. Лично я наслаждаюсь съемкой и всем происходящим в целом.
В какой сфере хотел бы себя попробовать, но еще не довелось?
Я как-то пытался устроиться в супермаркет грузчиком, но из этого не получилось ничего, кроме рассказа «Магнитные бури». Если серьезно, я на своем месте, хотя, если появится занятие, которое меня увлечет больше и ярче того, что делаю сейчас, приложу все усилия, чтобы практиковать его.
Насколько развит фоторынок в Краснодарском крае?
Скорее, это напоминает просто рынок. На самом деле в КК есть несколько интересных имен, однако в целом люди пытаются заработать на камере. Мало кто из авторов хочет творить историю, которую захочется распечатать в альбом или повесить на стену. Чаще всего это студийные фотосъемки на фоне недорогих декораций, камина из папье-маше и пустых коробок, стилизованных под подарочные. Такие фотосессии мало чем отличаются от салонных портретов девятнадцатого века. И здесь вопрос и к авторам, и к людям в кадре. У одних не хватает амбиций, вторым недостает культурного бэкграунда. Визуальный мир ушел далеко вперед. С точки зрения силы образа, подачи и естественной красоты фотография в крае отстает лет на тридцать от современной картинки. Поэтому многие состоятельные люди заказывают фотографов из Москвы и Санкт-Петербурга. Я их в этом не виню.
БЛИЦ
Ты интроверт или экстраверт?
Соедините. Я люблю уединение, и вместе с тем мой дом постоянно полон людей.
Романтик или циник?
Если читать мои рассказы без сердца, то однозначно циник. Чем горжусь.
Что никогда не устареет?
Молодость.
Цвет или ч/б?
Цвет всегда в моменте, ч/б — вне времени всегда.
Твоя философия одной фразой?
Конкретно сейчас — «Ложки нет».
Текст: Катерина Колесникова
Фото: Юлия Литвинова
Комментарии (0)