Ученики самой прогрессивной частной гимназии побережья, основанной и возглавляемой династией Меркуловых, первые везде: и на международных соревнованиях по робототехнике, и на столичных олимпиадах, и в рейтингах результатов ЕГЭ по городу и краю. Вместе со знаниями здесь впитывают традиции и семейную атмосферу: историями из фамильно-гимназического архива поделились Татьяна Аветовна и Зоя Алексеевна.
Наши дочечки всегда были с нами. Мы не помним с Алексеем Федоровичем, чтобы проводили свой отпуск без детей. Каждый год куда-то ездили, несмотря на то, что жили очень скромно — на учительскую зарплату, на репетиторство, родители помогали. Самыми любимыми были поездки в Кисловодск: там жили родители Леши, которые безумно любили своих внучек. И мы, бывая там, получали истинное удовольствие от общения со своей семьей. Каждый день уходили в парк в 9–10 часов утра, а возвращались в 5–6 вечера. Брали с собой бадминтон, мячи, разные игры, и наши девчонки целый день веселились вместе с нами на свежем воздухе. Зоя Степановна, мама Алексея Федоровича, учила внучек вышивать. Все это происходило в огромном старом парке Кисловодска, мы уходили километров за 10, ближе к сосновому бору. Эти воспоминания остались
не только у нас, но и у наших малышек. Когда сегодня мы приезжаем в Кисловодск, вместе или по отдельности, всегда вспоминаем это самое счастливое время. Я считаю, что отпуск, проведенный с родными, — залог того, что семья всегда будет крепкой.
В школе мы работали с Лешей в две смены, и получалось так, что девочки постоянно были рядом. Хотя у них большая разница в возрасте: Наташа на девять лет старше Зойки. Идет педсовет; старшая в соседнем кабинете готовит уроки, а маленькая сидит с нами. И Зоя принимает такое активое участие! Например, директор говорит тем, кто на задних рядах: «Пожалуйста, потише, дайте докладчику высказаться!». А Зоя встает и тонюсеньким голоском: «Пожалуйста, потише!» Вы мешаете слушать маме и папе!». Вот такие нехитрые истории.
После института, в 1971 году, мы попали по распределению в село в Карачаево-Черкесии. Наташе был всего годик, но я брала ее в школу, потому что не пошла в декретный отпуск. Леша катал ее на коляске в школьном дворе, а я вела в это время уроки. Открываю окошечко, машу — и она мне машет. А два года назад мы приехали в это село, а нас до сих пор все помнят — потому что Алексей Федорович вел там не только английский и немецкий, но еще и хор. Он прекрасно играет на аккордеоне, а многие народы любят этот инструмент, потому что он всегда уместен, когда душа требует песен. И так трогательно нас встречали! Люди кланялись, обнимали. Наши дети и внуки очень удивлялись — ведь столько лет прошло. Так же и в Кисловодске: когда идем на рынок, нас там очень весело встречают местные, продающие овощи и фрукты. Кричат: «Эй, учителя, идите к нам!». Мы подходим поздороваться, а они начинают бесплатно мешки картошки выдавать. Мы, конечно, отказываемся, но такое отношение безумно приятно. Столько лет спустя люди помнят! Все потому, что во времена нашей молодости мы работали в ауле, где жили очень красивые, гордые и умные люди — абазинцы. Они стали нам замечательными друзьями, и среди их детей было много талантливых ребят.
Очень хорошо помню первые годы нашей Гимназии, начало 1990-х, когда впервые поехала на съезд директоров частных школ. Проходил он под Питером, в небольшом городке, и со мной ездила Зоя, ей было лет 12, наверное. Она все так внимательно слушала и потом, когда мы вышли с первого заседания, сказала мне: «Мама, ты правильно все делаешь! Такую школу давно надо было сделать!».
Морской технический лицей Алексея Федоровича и Гимназия № 1 открылись практически в одно время. Моя школа чуть раньше, но супруг на тот момент уже лет 10–15 говорил о своем проекте — профессиональном общеобразовательном учреждении для будущих моряков. Он с самого открытия работал в ГМУ, когда он еще назывался Новороссийским высшим инженерным морским училищем, руководил эстрадным ансамблем. И Алексей Федорович думал, как было бы здорово, если бы ребята после школы беспрепятственно поступали в Морское училище. В начале 1990-х, когда начались реформы образования, ему удалось реализовать этот проект. Заручившись поддержкой самых знаменитых учителей физики и математики, он разработал шикарный план, устав, программы МТЛ. Все это мы обсуждали дома, и, когда Гимназии исполнился год, Алексей
Федорович открыл Морской технический лицей и стал его директором. После этого нас двоих пригласили в США на уровне министерства образования — представлять инновационные школы России. От нашей страны были мы с Лешей и два ректора вузов Москвы. Уверена, что такая общность профессиональных интересов играет немалую роль в формировании семейных отношений. И наши дочери, выросшие в такой атмосфере, это унаследовали.
В памяти навсегда останутся первые дни открытия Гимназии в 1990 году, тогда еще на территории школы моряков на Куникова. В огромной аудитории повсюду висели картины с кораблями и штурвалами — забавно, что история началась именно там. С вечера мы с мамой накупили в гастрономе пирожных и пряников, накрыли большой стол с самоваром — такой вот завтрак ждал первоклашек!
Традиция душевных встреч за общим столом зародилась в первый день и осталась неизменной сегодня. Любимая моя история: мы все собираемся в конце учебного года на выпускном балу — с коллективом, родителями, учениками, а после продолжаем праздновать нашей большой семьей. Папа споет любимые песни и сыграет на аккордеоне, мама еще раз с гордостью расскажет о каждом ученике и похвалит нас за сплоченную и отличную работу. Вместе мы встретим рассвет и на этой счастливой ноте отправимся в небольшой отпуск. Ведь уже в августе будем готовить нашу дорогую школу к предстоящемуучебному году — и начнется новая история. В моей жизни нет и не было границ между домом и работой — вся она пропитана Гимназией.
Комментарии (0)