• Город
  • Портреты
Портреты

Татьяна Меркулова

Руководитель ЧОУ «Гимназия №1», заслуженный учитель Российской Федерации, отличник просвещения СССР, обладательница медали «За заслуги в области образования» Татьяна Меркулова известна своими креативными идеями в области образования. Большинство из них принесли ее ученикам много побед на международных и российских конкурсах. А еще она близкий друг журнала, чем мы особенно гордимся.

Система сразу была понятна? Как все запускать или только в общих чертах?

Когда-то я мечтала создать свою школу. Изначально у меня родилась идея открыть ее для одаренных детей. Тогда еще не было четкого понимания, как это будет реализовано, будет это частная или государственная школа. Мне предложили участие в разработке положения и устава о негосударственных учебных заведениях. На тот момент такие учреждения не были востребованы, никем не финансировались. Впоследствии несколько моих предложений были в него включены.

В 1990 году на большой конференции Министерства просвещения в Москве в присутствии представителей СМИ я выступила со своим проектом. Многие годы я посещала десятки стран за рубежом, потом делилась опытом об организации школы, о том, какие перспективы у частных школ, что представляет собой инновационная работа в системе образования.

В этом году гимназии исполняется уже 34 года. Она основана как первое образовательное учреждение Советского Союза в 1990 году и как первая частная школа в России.

Кто-то помогал вам в открытии школы? Были те, кто разделял с вами идею?

Меня всегда поддерживала семья. Самые важные советы давал мой супруг Алексей Федорович Меркулов, заслуженный учитель Российской Федерации, основатель Морского технического лицея. Наша семейная педагогическая карьера началась в институте иностранных языков, а потом более полувека мы посвятили работе в системе образования города Новороссийска.

Открытие частной школы оказалось очень трудоемким и сложным процессом. На то время не было примеров, у кого можно было бы перенять опыт.

Какими достижениями гимназии вы больше всего гордитесь?

Пожалуй, стоит начать с того, что весь педагогический коллектив обоюдно пришел к мысли о том, что не бывает не одаренных детей. Если с ребенком систематически заниматься, помочь ему в проявлении талантов, нащупать его творческую жилку, то всегда можно достичь высоких результатов в учебе и других проявлениях.

В этом году у нас гениальный выпуск — 39 человек. И из них 10 учеников идут на золотую медаль, 11 — на серебряную. Все — победители региональных и всероссийских олимпиад, а также конкурса «Большая перемена». Они завоевывали победы в соревнованиях по робототехнике в Соединенных штатах, Китае, Казахстане и Арабских Эмиратах. Считаю, что это достижения, которыми можно гордиться всю жизнь.

В прошлом году наши ученики приняли участие в конкурсе по исследованию полезных ископаемых России. Целый год они изучали в лабораториях добычу мергеля, который превращается в цемент. А наши юные гимназисты стали победителями на национальном чемпионате по робототехнике в Красноярске и открытых соревнованиях в Сириусе (Сочи).

В педагогическом коллективе Гимназии №1 существуют негласные правила:

не переусердствовать и соблюдать баланс, не дать ребенку «упасть в знания»;

уделять ребенку больше внимания в случае низкой успеваемости;

в случае высокой успеваемости — стимулировать и отправлять на всевозможные конкурсы и Олимпиады.

«Фишка» гимназии в том, что все наши ученики — творческие натуры. Мы раскрываем их таланты с помощью хореографических и драматических кружков, занятий вокалом и робототехникой. Также мы стараемся поддерживать индивидуальность каждого ребенка, не возбраняется во время урока разговаривать в полный голос, если ученику, например, легче решать задачу, рассуждая вслух. Такие подходы положительно влияют на успеваемость.

В этом году 198 детей нашей гимназии одержали победу в муниципальных олимпиадах и 57 из них прошли на региональные олимпиады. В итоге: 6 победителей и 13 призеров в краевых и региональных олимпиадах. Имеем рейтинг «1» в олимпиадном движении среди школ города.

В связи с введением президентом нового инженерного направления мы начинаем внедрять его с детских садов до старших классов школы. Робототехника является одним из школьных предметов в расписании. А наши учителя, в свою очередь, создали словарь по робототехнической лексике на английском языке.

Недавно мы ввели для наших учеников уроки китайского языка. Сейчас готовимся к международным состязаниям по робототехнике в Китае, которые пройдут осенью этого года. Также наши гимназисты скоро отправятся в Казань и в Москву на международный экзамен по китайскому языку, и я уверена, покажут отличные результаты.

Гимназия специализируется на трех языках: английский (углубленный уровень), французский или немецкий (на выбор) и китайский. Важно то, что родители стали прекрасно понимать, что изучение иностранных языков идет на пользу нашим гимназистам. Большинство выпускников, как ни странно, выбирают инженерные профессии. Многие выпускники технических вузов защищают работы на иностранных языках, успешно представляют нашу страну за рубежом. А известная оперная певица Кристина Мхитарян, тоже бывшая ученица нашей гимназии, благодаря глубокому изучению языков с легкостью поет на любом из них, владение языками помогает ей в карьере.

Особая страница в жизни гимназии – работа школьного музея Великой Отечественной войны. Воспитательная работа ведется с начальной школы на нескольких языках. Каждый гимназист участвует в сборе информации о своих предках, участниках ВОВ. Наш музей является партнером Музея Победы на Поклонной горе в Москве.

Несколько десятилетий гимназисты несут Вахту Памяти на Посту № 1. Активно развивается юнармейское движение и практически 25 лет гимназия является участником всероссийский проекта «Академия детской дипломатии».

Какие дальнейшие планы?

Организовать китайский театр для приобщения учеников к культуре Китая. В апреле мы провели мероприятие, на котором присутствовали представители других школ города, факультативно изучающих китайский язык. Мы продемонстрировали им наши достижения, поделились знаниями, пообщались и вместе продегустировали блюда китайской кухни. Считаю это большим шагом для погружения в китайскую культуру.

Также в планах создание классов с углубленным обучением робототехники — это моя большая мечта! 

Знаем, что вы обладательница внушительной коллекции чайников. Почему именно они? Расскажите о «жемчужинах» вашей коллекции.

Начну с того, что чайники — это прикладной вид искусства. Это несравнимо ни с чем. Коллекционирование чайников началось в 1973 году. Тогда мы с мужем и детьми были в Москве на экскурсии. Зайдя в ГУМ, мой супруг заметил чайник «Записки Пиквикского клуба». Он сразу предложил купить его, чтобы в дальнейшем показывать детям на уроках известный роман Чарльза Диккенса в цветных картинках, которые были изображены на чайнике.

Когда мы показали этот чайник ученикам, они сразу предложили заварить в нем чай. А сейчас, даже спустя много лет, эти уже бывшие ученики помнят то чаепитие из английского чайника. На сегодняшний день в моей коллекции насчитывается более двух тысяч чайников.

Уже несколько десятилетий я с огромным удовольствием занимаюсь их коллекционированием. Я не стремлюсь к большому количеству. У меня тяга именно к красоте и культуре, которые проповедуют народы и вкладывают это в создание каждого чайника. Но самыми дорогими моей душе являются именно те экземпляры, которые подарили близкие, друзья, дети и родители. У каждого из них есть своя особенная история.

Я настолько увлечена всем этим, что даже подружилась со многими производителями. Например, со знаменитым брендом посуды из Флоренции Ginori. У меня множество друзей по всему миру, коллекционирующих чайники, как и я. Учителя иностранных языков, истории, географии, литературы пользуются моей коллекцией на уроках и внеклассных мероприятиях.

А что для вас является большей страстью чем чайники?

Конечно, школа!

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: