• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Александр Алексеев

Журналист, писатель, архитектор, филантроп и создатель «Старого парка» объединил абсолютно все художественные практики в новом Доме искусств — и в очередной раз доказал своим примером, что сохранение национального культурного достояния подвластно не только государственным институтам и общественным организациям, но и каждому гражданину. О том, как из личной коллекции вырос музей с художественной лабораторией и лекторием, рассказывает заместитель директора Дома искусств Елизавета Алексеева.

Около 20 лет назад Александр Иванович начал коллекционировать предметы искусства. Первое время это были понравившиеся картины местных художников; позже в собрании появлялись работы авторов из разных уголков России, к живописным полотнам добавились творения скульпторов, старинные православные иконы, элементы церковного декора, образцы резьбы по дереву, созданные несколько веков назад. Со временем коллекция разрослась, до отказа заполнив дом, — число предметов искусства в ней составляло уже несколько тысяч.

Целью этой масштабной работы и немалых инвестиций стал не престижный статус коллекционера: главной идеей для Александра Алексеева было аккумулировать произведения российских мастеров в едином пространстве, представить их широкому кругу зрителей, сохранить для будущих поколений соотечественников. Чтобы экспонировать собранную коллекцию, он создал в «Старом парке» Дом искусств, музейно-галерейное пространство площадью 2000 м2. Большую часть его залов занимают работы 16 российских живописцев и скульпторов. Все авторы — современные, XX и XXI века. Но если вы придете сюда на экскурсию, то в первую очередь вас пригласят в Музей православной культуры — познакомиться с экспонатами, хранящими на себе след вековой истории. Именно здесь, по задумке автора, должно начаться погружение гостя в мир художественных образов.

Экспозиция музея позволяет обратиться к традиции, ставшей точкой отсчета для развития русского изобразительного искусства. Здесь представлена коллекция икон, церковного декора и деревянной скульптуры XVI–XIX веков. Особая ценность экспозиции — культовые деревянные скульптуры, запрещенные русской церковью в начале XVIII века. Скульптурные изображения святых были признаны недостойными, изымались из храмов, уничтожались. Последний удар нанесла советская власть, истреблявшая все объекты культа. Лишь в отдаленных регионах России, в частности на севере, сохранилась значительная часть скульптурных деревянных изображений. За 6 лет Александр Иванович собрал коллекцию из 240 единиц (для сравнения: в крупнейшее в России собрание Пермской художественной галереи входит 501). Всего в музее более 600 экспонатов.

Формируя коллекцию современной живописи и скульптуры, Александр Иванович уделил особое внимание сохранению культурного наследия Кубани. Среди авторов, представленных в галерее, немало жителей Краснодарского края. Один из таких художников — новороссиец Граер Аракелян, заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР. Еще при жизни мастера его полотна были приобретены Третьяковской галереей и многими художественными музеями страны. Реалистичные, но при этом пронизанные поэзией, картины Аракеляна сохранили для нас правдивый образ Кубани 60–80-х годов прошлого столетия. В 2022-м ценители творчества Аракеляна отметят важную дату — 100-летний юбилей со дня рождения художника.

В Доме искусств также можно подробно познакомиться с работами Леонида Ляха, Владимира Аксенова, Андрея Аверьянова, Олега Рожкова, Алексея Паршкова, Вадима Белоусова и многих других мастеров. Экспозиция каждого живописца состоит из десятков полотен и в большинстве случаев является самым крупным собранием работ автора среди существующих.

фотограф: Сергей Тиняков

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: