Будущее уже здесь — и прямо сейчас нас приглашает в него заместитель директора Гимназии №1: по ее инициативе гимназисты несколько лет назад открыли для себя робототехническое направление, чтобы тут же ворваться в топ на всероссийских и мировых чемпионатах; под ее кураторством занимают первые места на олимпиадах в масштабе страны — и рекордным числом побеждают в «Большой перемене»; вместе с ней изучают искусственный интеллект на внеклассных занятиях. Будущее за новаторами — требуем манифест современного учителя!
Учить и учиться
Перемены в окружающей нас жизни стали настолько стремительными, что успеть за ними очень сложно. А педагогу, несмотря на здоровый консерватизм этой профессии, чтобы быть успешным в своем деле и пользоваться уважением учеников, просто необходимо быть все время на острие прогресса. Как все успеть? Как не потерять чувство современности? Как не отстать от своих учеников?
Я думаю, что одним из самых важных качеств педагога, помимо знания своего предмета, является готовность воспринимать новое, адаптировать под себя, смело отвечать на вызовы современности. Новые платформы обучения? Что ж, если это нужно для усовершенствования работы, хороший учитель освоит любой формат. Новые технологии? Замечательно! С их помощью мы сможем решить вопросы, которые раньше давались с большим трудом.
Кроме того, не стоит забывать, что профессия учителя лишь одна из тысяч других — и она, как и все остальные, должна отвечать современным тенденциям. Сегодня сложно представить себе педагога как узкого специалиста в той или иной области. Например, учитель биологии также разбирается в компьютерных технологиях, иностранном языке, проектной деятельности и методиках наставничества.
Я психолог по образованию, в Гимназии №1 занимаю должность заместителя директора, в течение уже нескольких лет руковожу кружком спортивной робототехники, а в душе — генератор самых неожиданных идей. Если бы 15 лет назад заглянула в будущее и увидела, чем буду заниматься в 2021 году, никогда бы не поверила! Тогда я даже не догадывалась о том, что в школах появятся педагогические направления по робототехнике и искусственному интеллекту.
Для меня робототехника стала одним из самых неожиданных начинаний. Интерес к этому направлению возник после участия в 2011 году в одной из всероссийских конференций. Тогда образовательная робототехника была востребована только в столице, но мы сумели почувствовать ее перспективы, и Гимназия №1 стала делать первые шаги на пути к успеху в этой области.
Я точно знаю, что добиться результата можно, только проявляя инициативу, а потому старалась найти партнеров, которые помогли бы нам освоить курс и получить гранты на его внедрение. Началась яркая, творческая, интересная работа, которая вызвала удивление у коллег из других образовательных организаций, но нашла живой отклик у детей и коллектива Гимназии. Во многом неожиданно для нас самих неуверенные первые шаги увенчались успехом. Наш дебютный чемпионат ЮФО в Ростове-на-Дону принес серебро и вдохновил на поездку на всероссийский «Робофест», а потом и на олимпиаду по робототехнике в Казани — а дальше уже были мировые чемпионаты в Пекине, Сучжоу, Чунцине, Луисвилле.
Тот первый состав робототехнической команды оказался по-настоящему звездным: ребята, окончив школу, поступили в технические вузы России и сегодня являются ведущими IT-специалистами в известных компаниях. Их пример задал траекторию следующим поколениям. Уже 10 лет в Гимназии действует программа развития технического творчества, охватывающая ребят самого разного возраста и позволяющая любому учителю, готовому к освоению неизвестного, стать специалистом в новом предмете.
Казалось бы, можно успокоиться: Гимназия №1 достигла признания на всероссийском и мировом уровнях, является авторитетом в образовательной робототехнике — но мы всегда ищем новое. В этом году таким открытием для нас стало изучение искусственного интеллекта. Прошла первая олимпиада для старшеклассников и курсы для учителей, объединившие преподавателей информатики с коллегами гуманитарного цикла. Первые шаги сделаны, мы видим путь внедрения в школе этого курса, сегодня еще выглядящего очень фантастично, но завтра востребованного — и, может быть, вполне привычного.
Вовлеченность
Моя жизнь зачастую не делится на личную и профессиональную. Последняя занимает весомую часть времени, потому что работа педагога не завершается в конце трудового дня: многие идеи, проекты появляются вечерами или в выходные. Интернет-общение с коллегами и учениками позволяет быть на работе в режиме 24/7, ведь современные технологии открыли безграничные возможности для всех. Профессия учителя предполагает полную вовлеченность: ты не можешь полностью абстрагироваться от нее дома, и хорошо, когда твои близкие с этим считаются. Мне повезло: я чувствую большую поддержку со стороны своего супруга — идейного вдохновителя и помощника нашей школьной робототехнической команды. Он энтузиаст и вместе со мной проводит много времени в лаборатории, показывая ребятам устройство и работу механизмов, подсказывает, как улучшить роботов.
Психология победителей
Диплом о педагогическом образовании еще не делает тебя учителем: невозможно стать настоящим наставником без любви к детям и креативного отношения к своему делу. Для меня важно не только передавать моим ученикам знания, учить их учиться, но и видеть духовный мир моих подопечных, их индивидуальность, раскрывать в каждом уникальный талант и личностные качества. А главное — научить верить в себя!
Еще в свои школьные годы я была уверена, что любой человек может заниматься своим развитием и самосовершенствованием, а в результате этой работы достигнуть таких вершин, которые окружающим показались бы дерзкими и невозможными. Каждый может воспитать в себе такую личность, которую он считает идеальной!
Настоящий учитель всегда лидер сам и ценит лидерские качества в своих коллегах и учениках. Он умеет выявлять их в своих подопечных и упорно работает над развитием этой стороны личности. Поддерживает начинания учеников, направляет их деятельность в полезное для общества русло. Является и наставником, и тренером, и психологом, и просто старшим другом, который всегда мыслит стратегически, выстраивая для каждого ребенка его собственную дорожную карту.
Думаю, именно это стремление к развитию личности учеников позволило Гимназии №1 дважды прозвучать на всю страну в топе лучших школ России на конкурсе «Большая перемена». Один из флагманских федеральных проектов в области гражданского и патриотического воспитания, этот турнир стал самым масштабным в истории страны. Все привыкли к тому, что на уроке преподаватель всегда знает ответ — а здесь его не знал ни учитель, ни ученик. «Большая перемена» совершенно отличается от привычных олимпиад и интеллектуальных соревнований. Здесь важны мягкие навыки и компетенции 4К, а не hard skills*. Это совершенно иной взгляд на педагогику, и мы в Гимназии с вызовом справились. Наставники и гимназисты стали командой, которая показала высокий уровень готовности решать учебные задачи по-новому.
Победы — это ступени на пути сотрудничества учителя и его ученика. Я думаю, что особый творческий подъем в Гимназии начался с успеха двух учеников на мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби в 2017-м, а результатом целенаправленной и системной педагогической работы этих нескольких лет стала грандиозная победа уже 30 гимназистов в «Большой перемене» в 2020-м и 2021-м. Таким результатом невозможно не гордиться: сегодня в России нет второй такой школы. Мы стали лучшими в стране!
Флагман прогресса
Для того чтобы реализовывать новые проекты в образовании, нужна сильная воля руководителя. В Гимназии №1 директор Татьяна Аветовна Меркулова уже более тридцати лет создает атмосферу творчества и продуктивного труда, всегда поддерживает гимназистов на пути к достижениям и искренне переживает, когда они участвуют в олимпиадах и конкурсах. И ребята отвечают теплом на такое проявление заботы. Для меня Татьяна Аветовна является наставником и, как говорили раньше, старшим товарищем: именно она готова поддержать любое предложение и проект. Мне повезло, что на моем жизненном пути встретился такой руководитель.
Профессия вне времени
Я уверена, что настоящий учитель всегда будет стремиться вперед, тем более что мы живем в мире, где необходимо саморазвиваться в течение всей жизни. ХХI век — это век образования. Будущее за образовательными технологиями, за преподавателями, любящими свое дело. А большие данные, искусственный интеллект, робототехника, электронные помощники — всего лишь инструменты, которые в умелых руках творческого педагога-наставника помогают формировать личность ребенка.
«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным»
Константин Симонов
фотограф: Сергей Тиняков
Комментарии (0)