Настоящая детективная история длиною практически в 100 лет произошла с портретом Владимира Ленина, десятилетия находившегося в актовом зале петербургской школы № 206. Под картиной случайно обнаружили спрятанный портрет Николая II, который благодаря «укрытию» уцелел после Революции. Три года реставраторы Академии Штиглица восстанавливали оба портрета — накануне презентации работы мы вспомнили загадочную историю полотна.
В одной небогатой семье Петербургской губернии в 1860 году родился Илья Галкин. Ученик сапожника с детства интересовался живописью, и это так и остался бы незамеченным, если бы не один из заказчиков, который обратил внимание на хобби юного портретиста. Молодого человека пристроили в художественную школу при Обществе поощрения художников. В двадцать три года он стал вольноприходящим учеником Академии художеств и посещал занятия ближайшие пять лет. К 1894 году Илья оказался допущен писать императорскую фамилию. В 1895 году он с натуры написал «Портрет Николая Александровича, будущего императора», а годом позже создал ростовой портрет Николая II для Актового зала Петровского торгово-коммерческого училища. Умер Галкин за два года до революции, портрет Император так и остался висеть в Актовом зале после смерти мастера. Картина находилась на своем месте до революционных событий.
Другой художник, петербургский живописец-акварелист и график Владислав Измайлович (1872 года рождения) был выпускником ЦУТР барона Штиглица. Еще во время учебы помогал за символическую плату своему наставнику Николаю Кошелеву в прорисовке и копировании эскизов для мозаик и росписей храма Спас на Крови. В 1896 он на два года уехал из России — жил то в Риме, занимаясь в Академии изящных искусств, то в Париже и Берлине — к 1898 году вернулся на родину. Измайлович весьма положительно воспринял революцию и уже в январе 1918 года нарисовал пастелью первый в истории портрет Владимира Ленина с натуры в Смольном. Работа оказалась настолько успешной, что в ближайшие несколько лет художник неоднократно повторял ее, а портреты его авторства печатались миллионными тиражам, их использовали на открытках и листовках. Параллельно творчеству Измайлович вел преподавательскую деятельность. В том числе и в школе №206 на набережной Фонтанки, которая была основана на месте Петровского торгово-коммерческого училища (того самого, где после смерти Ильи Галкина остался висеть портрет Николая II).
Что именно сподвигло Владислава Измайловича написать портрет Ленина в год его смерти таким весьма необычным образом, похоже, навсегда останется загадкой. Вероятно, художник понимал, что советская власть не будет вечной и история расставит все на свои места. Возможно, в 1920-е годы был тотальный дефицит, подтолкнувший художника к этому шагу (справедливости ради стоит отметить, что вторичное использование холстов было вполне распространенной историей — в Русском музее таких примеров достаточно). Так или иначе, Измайлович взял на себя смелость, рискуя репутацией и свободой, закрасить портрет Николая II краской, причем, такой, что любой при желании мог бы снять ее обычным мылом. На обратной стороне закрашенного холста художник написал портрет Вождя на фоне Иоанновских ворот Петропавловской крепости и великокняжеской усыпальницы.
С тех пор картина Николая II почти 90 лет находилась в забвении — о ней все просто забыли. Портрет Ленина же напротив оказался в центре внимания: на его фоне устраивали различные мероприятия, линейки и выступления пионеров. Никто даже и подумать не мог, что за Вождем кроется портрет Императора. Картину, кстати, даже пришлось приподнять — в актовом зале школы сделали сцену, поэтому работа перестала влезать в предназначенную для нее нишу. Полотно не покидало своего исторического местонахождения — было в школе №206, где от рамы отломали изящную лепнину, чтобы избавиться от императорской символики.
Неизвестно, сколько бы еще провисела картина, если бы не случайность. В 1970-е годы — учителя уже и не помнят, когда точно — полотно случайно пробил школьник, проделав в картине значительную дыру. Так как нижняя часть картины была слабой, она довольно серьезно порвалась. Вместо того, чтобы отреставрировать портрет Вождя, поврежденную часть закрыли тканью. Один из вырванных кусков уцелел, другой за десятилетия был утерян.
Картина продолжала спокойно висеть в актовом зале еще почти четыре десятилетия, пока в 2010-е годы не встал вопрос о ее реставрации. Ничего не подозревающее руководством школы обратилось в Русский музей — сотрудники осмотрели один из оторванных кусков и сделали почти сенсационный вывод: на обороте холста что-то есть.
В итоге картину на реставрацию взяла Академия им. Штиглица — тогда и было сделано это открытие. Внизу холста были обнаружены многочисленные ровные разрывы — специалисты предполагают, что это следы от ударов революционных штыков. После проведения рентгеновских снимков полотна выяснилась еще одна интересная деталь: голова Николая практически полностью совпадает с головой Владимира Ленина. Как рассказывает Алексей Абакумов, руководитель департамента внешних связей Академии Штиглица, три года студенты под руководством профессора Татьяны Поцелуевой реставрировали картину.
Наконец, 30 ноября оба таинственных портрета смогут увидеть все желающие в Музее прикладного искусства Академии Штиглица.
Фото: пресс-служба Академии Штиглица
Комментарии (1)