• Город
  • Город
Город

Поделиться:

Технологический процесс: уборка улиц после праздников

«Собака.ru» посмотрел, как убирают центр Петербурга после больших праздников, поговорил с работниками Октябрьской автоколонны, обслуживающей главные площади и улицы города, и узнал, зачем поливать улицы во время дождя, чем чаще всего болеют водители уборочных машин и какого праздника дворники-старожилы боятся больше всего.


Городские службы, которые убирают улицы, работают 365 дней в году без перерывов и выходных. Послаблений нет даже в Новый год — особенно, если выпал снег. Посидели полчаса, поздравили друг друга — и снова за работу.
Каждый участок закреплен за определенной автоколонной: три десятка машин и полсотни водителей, техников, дворников. В Октябрьской автоколонне, которая обслуживает территорию вокруг Исаакиевской и Дворцовой площадей обычно работает 32 машины, по праздникам из соседних районов дают дополнительный транспорт: иначе не успеют. Стандартный маршрут таков: по Адмиралтейскому проспекту до Дворцового проезда, оттуда — по набережной до Сенатской площади и на Исаакиевскую. Дворцовую начинают убирать не сразу: народ там расходится уже за полночь.

Первыми на работу выходят поливальные машины. Они будут работать даже в проливной дождь: их основная задача — не смыть грязь, а сбить ее к обочине, как с самой дороги, так и с тротуара. А уже оттуда, из специального углубления (если присмотреться, все дороги немного опускаются к обочине) ее будут выметать и высасывать идущие следом вакуумные пылесосы и обычные подметальные машины. Вакуумные пылесосы работают только в теплое время года: для их работы нужна вода, а как только столбик термометра падает ниже нуля, жидкость замерзает.

Поливальные машины используют обычную воду из городского водопровода. Водители машин не сильно радуются веселым прохожим, которые часто с удовольствием лезут буквально под колеса. Еще один предмет недовольства — водители: некоторые так и норовят обогнать уборочную технику. Городские службы вообще никак не могут угодить водителям: те или возмущаются, что никто не убирает улицы, или ругаются на пробки, образовавшиеся из-за уборки улиц. Техника обычно едет со скоростью 10 км/ч на тротуаре и 15 км/ч — на улицах.

В ночь после праздников машины убирают все центральные улицы. Но обычно у городских служб есть график. И если Исаакиевскую, Дворцовую и Невский убирают каждый день, то, к примеру, 10-ю линию Васильевского острова — только раз в двое суток. Именно из-за уборки улиц часто можно встретить знаки, запрещающие стоянку, к примеру, с 8 до 10 утра по рабочим дням — но правила мало кто соблюдает, и потому большую часть работы все равно делают ночью.

Днем, как правило, или чинят технику, или убирают вручную — водителей тоже подключают к этому процессу. Обычно в светлое время суток городские службы выезжают только в случае какого-то форс-мажора: например, когда кто-то случайно разольет цемент. А пару лет назад на Стрелке Васильевского острова кто-то выронил из грузовика несколько коробок с курицей — пришлось убрать.

Обычно на уборку Дворцовой уходит час. С полицейскими ограждениями — в два раза больше: техника их обойти не может, а демонтировать их запрещено. Однажды — еще при Матвиенко — в день города на Невском раскидали тополиный пух: проспект пришлось убирать в два раза дольше, чем обычно.

В обычный день за смену с одного участка вывозят около десяти тонн различного мусора. Сперва его везут на спецсвалку на Шкиперском протоке. Там он долго не задерживается — буквально каждый день оттуда уходит специальная автоколонна, которая увозит отходы на городскую свалку на Волохонском шоссе.

Машины, которые работают на тротуарах, не могут убрать весь мусор. И тогда за дело берутся уборщики уличных территорий, как официально называют дворников. Последнее время городские службы привлекают для уборки сторонние организации: именно поэтому в оранжевых и ярко-желтых (на Невском) робах часто можно встретить жителей Средней Азии — работа дворника занимает много времени, а оплачивается невысоко. Весь мусор из урн складируется в мешки. Потом их погружают в пресс-подборщик: как следует из названия, грузовик, в который можно утрамбовать не одну тонну мусора.
Чтобы стать водителем на уборочной технике, нужны права категорий B и C. На машинах работают только мужчины: не из-за каких-то запретов — просто график 12 часов днем и ночью выдержит не каждый. Хотя многие работают и по 30, и по 40 лет — в Октябрьской автоколонне есть трое старожилов: они убирали улицы и при советской власти, и в девяностые. Профессиональные заболевания дворников — легочные: за день сложно не надышаться вредной пылью. В начале и конце смены всех водителей обязательно проверяют доктора.

День города — не самый страшный праздник для сотрудников коммунальных служб. На этих выходных он и вовсе выдался довольно тихим и относительно малочисленным. Самое пугающее — это досуговое мероприятие «Алые паруса», всероссийский бал выпускников. На Дворцовой площади ставят дополнительно 70 мусорных ящиков, которые за пару часов наполняются доверху (а теперь представьте, что вы пробираетесь сквозь толпу, вытаскиваете бак, опустошаете его и возвращаете обратно). После праздника на площади остается не только обычный мусор. Уборщики часто подбирают зонты, кошельки, паспорта и телефоны — по возможности все это — особенно документы — возвращается владельцам.

Текст: Николай Овчинников
Фото: Алексей Щербаков 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: