• Что где есть
  • Тенденции
Тенденции

Репортаж: как петербургские рестораторы (уже давно и без лишнего шума!) по ночам кормят бездомных

Оказывается, главные шеф-повара Петербурга уже давно работают по ночам и помогают подопечным благотворительного фонда «Ночлежка» — большой и важный репортаж об этом подготовила гастрокритик Анастасия Павленкова. А мы добавим от всей редакции «Собака.ru»: помочь нуждающимся может каждый!

Роман Рэдман на дежурстве ночного автобуса «Ночлежки» возле своего ресторана Holy Ribs

Роман Рэдман на дежурстве ночного автобуса «Ночлежки» возле своего ресторана Holy Ribs

Пролог

На кухнях ведущих ресторанов Петербурга все как в блестящей антиутопии: люди в униформах сосредоточенно работают, двигаясь по заданной до миллиметра траектории. Даже если босс даст кому-то скумбрией леща, установленный порядок меняют только по большим форс-мажорам. Однако в Duo. Asia Дмитрия Блинова в понедельник с самого утра повара забрасывают гребешок с юдзу, чтобы пожарить капусту на голубцы и порубить колбасу в солянку. Во вторник в Holy Ribs  у Романа Рэдмана, обычно бескомпромиссно подающего ребра неразделанными, их рубят, а мясо разбирают на волокна и доводят до экстрамягкости в бульоне. В среду в Smoke BBQ  шеф-повар Алексей Каневский забывает про каноны техасской гастрономии и к брискету отваривает гречу и макароны. В четверг в «Банщиках»  Станислав Левохо замачивает зеленую чечевицу на суп с сельдереем и хмели-сунели, который не найдешь ни в одном спецменю ресторана.

Можно было бы решить, что шеф-повара решили выиграть конкурс Chef a la Russe, — но нет. В 17.00 у них принимает работу другое жюри — команда Игоря Антонова, моряка, психолога и бессменного водителя ночного автобуса «Ночлежки» — благотворительной организации, помогающей бездомным людям. Передав на кухню тяжелые термосы, он заберет их уже с голубцами или рассольником и помчит с волонтерами сервировать блюда подопечным фонда: четыре подачи в разных районах города, на каждую из которых собирается от 20 до 80 едоков; в меню — горячее или суп, хлеб и чай.


Четыре подачи в разных районах города, на каждую из которых собирается от 20 до 80 едоков; в меню — горячее или суп, хлеб и чай
Ресторан «Банщики» готовится к приезду транспорта «Ночлежки»: совладелец Григорий Музиль и шеф-повар Станислав Левохо на кухне

Ресторан «Банщики» готовится к приезду транспорта «Ночлежки»: совладелец Григорий Музиль и шеф-повар Станислав Левохо на кухне


200 человек кормит ночной автобус фонда «Ночлежка» за один рейс

Ресторан на обочине

У трапезы на пустыре за Лиговским путепроводом, конечно, ничего общего с ресторанным сетом. Оказавшись в такой обстановке впервые, ощущаешь себя где-то на съемках фильма про постапокалипсис категории Straight to DVD — настолько жутковат сет декораций. Однако уровень если не сервиса, то уважения к пришедшим может служить примером даже файндайнингу: корочку хлеба при необходимости срежут, никому не отказывают в добавке — пока объемы позволяют; тем, кто не может ходить, еду упакуют и передадут через знакомых, опоздавшим выдадут сухой паек. И это касается не только пропитания — волонтеры фонда тут же принимают запросы на лекарства, записывают на юридические консультации и раздают одежду.

Хорошие манеры повсеместны: скажем, в очереди к раздаче еды женщин пропускают вперед — стоило мне втереться в нее в поисках журналистской фактуры, как соседи заботливо предложили встать перед ними. Просто в этой очереди привыкли видеть самых разных людей, в том числе тех, кто еще вчера вел нашу жизнь — с гаджетами и капкейками. А лишиться ее можно очень легко: представьте себе, что вы поскользнулись на улице, сломали ногу, больше не можете ходить на работу и не получаете зарплату, — из съемной квартиры вас выселят уже через месяц.

И к вопросу о капкейках: как-то в одном из рейсов к чаю выдали сладкую выпечку — своеобразной компенсацией за отсутствующий в тот раз хлеб. Один из пришедших к автобусу немедленно пошутил про Марию-Антуанетту, которая предлагала накормить пирожными голодающий Париж. Да, жилья могут лишиться даже знатоки генеалогии Габсбургов и Бурбонов: то, что сотрудники «Ночлежки» дипломатично называют «положительным социальным опытом подопечных», попросту значит, что свой дом когда-то был у каждого из них. И мамы варили дома борщи, а бабушки лепили пельмени. Ветераны из числа волонтеров объясняют: именно из-за таких вот ностальгических воспоминаний бездомные особенно ждут автобус с едой. Для тех, кто лишился крова, это не только единственный прием пищи за день, но и минуты отдыха, когда можно не бороться за существование, а почувствовать тепло заботы и подзабытого домашнего очага, над которым разогревались такие же харчо или лапша, что доставляет из ресторанов «Ночлежка».

Про метафизику пищи сложно написать без лишнего надрыва, но еда — она же действительно не только про калории, но и про эмоции. Мои новые друзья из очереди на пустыре в Лигово вспомнили и «правильный такой лимончик, как в лучших домах», что однажды плавал в солянке, и мясо, «которое тает во рту — хоть младенцу давай». Надо ли говорить, что жевательные способности у многих из них не в лучшем состоянии.

Повара Holy Ribs готовятся снаряжать автобус «Ночлежки».

Повара Holy Ribs готовятся снаряжать автобус «Ночлежки».

Хроники армии

Рестораны, упомянутые в начале текста, разумеется, далеко не единственные, которые готовят для «Ночлежки», — более того, они присоединились к акции только год назад. Сеть «Укроп», Caffe Italia, «Картье Гурме», «Ауровилль», отель Hilton, пекарни «Сашина», «Барон», «Буше», «Месье Патиссье» — это далеко не полный список компаний общепита, помогающих фонду помощи бездомных почти пять лет.

В ряды дежурных по ночному автобусу вступают не по призыву, а по велению сердца. В баре Dead Poets, например, увидели через окна транспорт «Ночлежки», припаркованный возле Holy Ribs, и предложили свою помощь в виде бесплатной еды. Сами объявились и бариста Ирина Шарипова из Mad Espresso Team во времена своей работы в Северо-Западной кофейной компании, и Андрей Гвоздовский из кофейни «Боб и лист» — оба взялись поставлять бездомным кофе. Даже бывалые волонтеры не без слезы в голосе вспоминают, какую ажитацию тогда у подопечных вызвал даже не вопрос «Вам чай или кофе?», а сама возможность выбора — которого у них в жизни просто не бывает.

За кафе «Тропики», которое готовит для бездомных почти четыре года, стоит компания «ЛАТ», обеспечивающая техпомощь на дорогах: она же много лет оплачивает и ставку водителя автобуса. Совладелица заведения «ПирО.Г.И.» Анна Хмельницкая познакомилась с директором «Ночлежки» Григорием Свердлиным за стойкой бара «Хроники» и «так очаровалась его человеческой и профессиональной мощью, этим крутым и великим делом», что уже два года ее кухня снабжает рейсы фонда щами, борщами и рассольниками.

Мясника Романа Рэдмана после переезда в Петербург из Калининградской области в 1998 году кризис посадил на диету из гречки и чуть не лишил пяти квадратных метров съемной комнаты — возможно, поэтому теперь он взялся кормить бездомных.


33 000 ужинов раздают волонтеры бездомным за год

Обыкновенное чудо

Согласовать публикацию всех этих духоподъемных историй оказалось непросто. Одни рестораторы убеждены, что афишировать помощь неприлично, другие — что и не надо: иначе сочтут благие намерения погоней за пиаром. Ада Дакар, владелица бара Parabellum, где три года каждую неделю варят по 70 литров супа для «Ночлежки», меня практически отчитала: «Я не считаю, что это повод для статьи или обсуждения, — так просто должно быть». Решительно поддерживая вторую часть высказывания — так должно быть, с его началом пока сложно согласиться. Чтобы благотворительность стала бытовой привычкой каждого, о ней надо говорить — как и для того, чтобы у «Ночлежки» исчезли пропуски в расписании дежурных ресторанов.

Среди тех, кто поддерживает эту программную платформу, — совладелец холдинга Ginza Project Вадим Лапин. К заведениям его ресторанной группы ночной автобус регулярно подъезжает уже почти три года — в графике бывали «Хочу харчо», «Маймун», «Пряности & радости», «Рибай», «Баклажан», но эта информация раньше была строго непубличной. С гордостью сообщаю, что на этот раз Вадим Валентинович благословил журнал «Собака.ru» об этом рассказать!

Участие в жизни других — не только здорово, но должно быть обычным занятием: не забываем же мы пропустить бокальчик перед сном. Емче всего энтропию теории малых, но добрых дел объяснил, как обычно, гастрофизик Дмитрий Блинов: «Помощь не сделает вас … (зашибись. — Прим. ред.) каким хорошим человеком, но так вы будете просто нормальным. Потому что нормально отдавать то, чем можно поделиться, сразу, как это у вас появляется: деньги, знания, еду — все. Для кого-то они будут важнее всех ресторанов на свете. В мире какая-то энергия существует. Как она работает — … знает (непонятно. — Прим. ред.), но она точно есть, и ее надо поддерживать».

Если вы тоже хотите помогать и кормить нуждающихся, свяжитесь, пожалуйста, с координатором «Ночного автобуса» в «Ночлежке» тут.

#помогатьлегко

Вот список добрых гастродел, в которых может поучаствовать каждый

Need Some Food

В баре «Бекицер» в одну из сред каждого месяца проходит вечеринка под девизом «Еда ради добра»: друзья бара от Полины Сидихиной до Эдуарда Мурадяна ставят свою музыку и придумывают свой рецепт питы с начинкой, вырученные средства от продажи которых идут в выбранный ими фонд.

Edoff

Приложение, придуманное в Петербурге, в формате Food Rescue (спасение еды) готовится к запуску к концу 2018 года и будет работать так: рестораны загружают информацию о том, какие блюда остались невостребованными, а пользователи получают уведомления о ближайших к ним предложениях.

Фудшеринг

Важная инициатива городских энтузиастов по реализации ненужных кому-либо продуктов: в двух крупнейших пабликах «Фудшеринг Санкт-Петербург» и «Фудшеринг Отдам еду даром» «ВКонтакте» за считаные секунды найдутся спасатели, которые заберут у вас что угодно — от завалявшихся специй до надрезанного арбуза.

«Полторы комнаты»

Владелец бара на улице Маяковского, 34, Владимир Николаев возглавил кампанию в соцсетях, призывающую бартендеров отказаться от пластиковых трубочек для коктейлей в пользу многоразовых металлических, стеклянных и бамбуковых: если вы выпиваете ответственно, спрашивайте такие же за всеми барными стойками, за которыми оказываетесь.

«Добрый кассир», «Подари волшебный праздник», «Хлеб-соль»

Поесть с пользой почти всегда можно в заведениях Ginza Project — следите за объявлениями на ginza.ru. В их «Пышечках» за кассу становились звезды от Александра Кержакова до Екатерины Иванчиковой, а средства от каждой пятой пышки в течение месяца перечислялись в фонд «Звезды детям». У акции «Хлеб-соль» похожая механика, только другие блюда и места: в «Хочу харчо» в октябре отчисления обеспечивали лаваши, в ноябре сразу в нескольких ресторанах появится специальный десерт. Под Новый год на сайте компании можно купить праздничный сет — для пожилых людей.

«Чешский домик»

В кафе на Васильевском острове Александры Синяк и Евгения Гершевича кормят обедами любого желающего пенсионера: узнать, как поддержать инициативу, можно в паблике «ВКонтакте» «Бесплатные обеды пенсионерам и ветеранам» или по хештегу #добродомик. 

фото: Алексей Сорпов


Полезная еда в 2018-м во всем мире – не про ЗОЖ, а про социальную ответственность. Лучший шеф планеты Массимо Боттура открывает рефеттории, где с Ферраном Адриа и Аленом Дюкассом из остатков продуктов готовит для малоимущих. На кухне у Джейми Оливера трудотерапию получают сложные подростки. А в Москве Владимир Мухин и Дмитрий Зотов мастерят суп из овощей, залежавшихся на прилавках Даниловского рынка, пропагандируя ответственное потребление. Петербург ни в чем не отстает от тренда.
Люди:
Григорий Свердлин

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: