В узких кругах она известна как Madre archaica или Мать Старины. Ольгу Лаптёнок саму хочется рассматривать как музейный экспонат или произведение искусства. Героиня нашего интервью — «проводник в прошлое». Кокошники с использованием старинной техники, которые делает красноярская мастерица, — копии музейных экспонатов, цена за которые доходит до более чем полмиллиона.
— Почему вы начали делать кокошники?
— А у вас бывают такие моменты в жизни, когда «озарило»? (улыбается). Есть такая Юлдус Бахтиозина — дама, делающая проекты на грани провокации. Я увидела в социальных сетях её фотографии, там на моделях были необычные старинные головные уборы. Их нет в красноярских музеях. Зато я нашла автора венцов и кокошников — Юханна Никадимуса и его курсы в Москве. Там же нам читал лекции по истории традиционного костюма Андрей Боровский — ведущий знаток в России, на мой взгляд.
— Что вас восхищает в кокошниках? Почему не старинные костюмы, например?
— Как говорит Полунин, у меня «дзынькнуло» внутри. Возможно, дело в магии рисунков на головных уборах — есть версия, что их когда-то можно было прочитать как текст (узор, узорочье — речь в узоре). Сейчас можно предположить, что это символы процветания и благопожелания (древо жизни, солнце, птицы).
Вам всегда было интересно что-то старинное? У меня всегда был вектор в прошлое. Я люблю «копать», искать информацию. По образованию я музыковед и искусствовед. Долгое время я пела в ансамбле «Живая старина». Ее руководители успел вывезти с Ангары старинные обычаи, обряды, песни до того, как там случилось затопление. Я выступала в костюме зажиточной ангарки — на мне был красивый костюм, а вот головной убор был простой.
— А какая функция у кокошника, кроме украшательства?
— Большинство людей ничего не знают про этот головной убор. Мы думаем, что это то, что на елке Снегурочка носит. Или волк из «Ну, погоди!». Раньше по кокошнику можно было понять — женщина вы или девушка, в поиске спутника или свободна. Костюм, в целом, заменял собой необходимость представляться. Он рассказывал о возрасте, статусе, национальности, вероисповедании. А также детали: каков достаток семьи, есть у женщины дети/муж или нет. Даже цвет имел значение. С возрастом или в случае траура краски с костюма «уходили».
— С чего начинается история кокошника?
— Само слово употребляется с середины XIX века как обозначение закрытого головного убора замужней женщины. До этого, были другие названия — кика, кичка, копытце, повойник…Техника декорирования кокошников и венцов очень старинная, связана с византийскими традициями украшения икон и одежд. Одно из обучений я проходила у женщины, которая преподавала в Константино-Еленинском женском монастыре Санкт-Петербурга.
— В Красноярске носили кокошники?
— Нет. И я понимаю почему — их бы просто сносило ветром. В наших краях женщины носили шамшуры — это такая шапочка, которая завязывалась на голове, скрывая волосы. А сверху повязывали платочек. Тепло и удобно. Зато в Сибири было достаточно «мягкого золота» — ценного меха, украшавшего костюм.
— Сейчас стало модно добавлять элементы старого стиля в современный. А Вы носите кокошники в обычной жизни?
— Да, у меня есть два кокошника «на выход». Черного и золотого цвета. Я старалась сделать их менее заметными небольшого размера (смеется). В моем окружении кокошники носят, это не редкость.
— Ваши кокошники — копии экспонатов из самых известных музеев и не только. Из чего вы их делаете?
— Езжу за материалами, как Афанасий Никитин за 3 моря (смеется). Собираю детали со всего мира. Например, винтажная тесьма с металлом из Франции, стразы из Израиля. В Индию я путешествовала за парчой и поделочными камнями. Да, мои кокошники — это новоделы, но я использую жемчуг, перламутр, парчу, похожие на старинные, а еще лучше антикварные. Стоимость настоящего праздничного кокошника раньше была сопоставима с ценой лошади (читай, машины) или дома, поэтому и делался он с использованием максимально ценных материалов.
— Кто те люди, которые обучаются в вашей школе старинного шитья онлайн?
— В какой-то момент у людей возникает потребность опереться на длинные корни традиций. Кроме России, у меня есть ученицы из США, Франции, ОАЭ. Это русские эмигрантки, и им тоже нужен «путеводный клубочек» к старинному ремеслу. Оно требует усидчивости и времени, раньше самые сложные вышивки делались мастерицами в монастырях.
— Что у вас в планах?
— Хочу делать легкие диадемы более современного вида, изучаю историю придворного костюма с кокошником, который больше похож на венчик. На очереди коллекция тиар с камеями.
— Женщина меняется, надевая кокошник?
— Мне нравится, как она преображается. Вот какая-то другая грань русской красоты проявляется, которая не так заметна, когда человек в футболке и джинсах. Это очень ценно. И об этом наш совместный фотопроект «Душа Царицы». Когда в зал заходили люди в обычной одежде, а выходили фотографироваться в кокошниках, вы видели насколько они были сами себе удивлены? И спрашивали — как после этого довольствоваться повседневным? С интересом жду фото.
В этом году темой «Медианочи» стал «Новый русский стиль». Думая над фотопроектом для мужчин, мы редакцией решили вспомнить все этапы становления русского костюма. Главный вопрос — что современные бруталы переняли от прошлых поколений?
Чтобы составить образ русского богатыря, наш стилист вдохновилась русскими сказками. Что объединяет Добрыню Никитича и ведущего новостей Владислава Власова? Традиционная льняная рубаха — основа русского мужского костюма. В рубахи светлых оттенков одевались мужчины «от сохи» или крестьяне. Носили ее с Древней Руси до начала ХХ века, актуальна она и в наше время. Чтобы воссоздать образ настоящего русского мужика, мы достали с антресолей шапку-ушанку и валенки. Для многих этот элемент гардероба стал негласным символом России, в том числе для иностранцев. Составляя этот образ, наш стилист вдохновилась фактурами тканей. Чтобы отобразить образ советского человека — мы нагладили хлопковую рубашку, застегнули на все пуговицы приталенную куртку, а на голову надели кепку.
Референсами для образа телеведущего Валерия Сенькина послужил Шурик из фильма Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Чтобы вспомнить образ московского интеллигента — мы накрахмалили мех. Самым ценным в России всегда считался темный. За пример мы взяли фотографии знаменитого на весь мир оперного певца Фёдора Шаляпина. Телеведущий Андрей Гришаков идеально вошел в образ. А вот светлая шуба характерна для промысловика или путешественника, исследователя сибирских просторов. Такой элемент, как расписной платок, мужчины в старину носили, но редко. Чаще всего это были подарки от зазноб. Спустя столько лет, все образы не теряют своей актуальности.
«Новый русский стиль» — это классика, обрамленная современными тенденциями.
Над спецпроектом работали:
Идея: Ольга Глушкова
Текст: Татьяна Рябова
Фото: Анастасия Беляк, Кристина Бозунова
Ретушь и цветокоррекция: Юлия Ковалевская
Кокошники: Ольга Лаптёнок
Свечи: PRANA SHOP
Образы: Театр исторической реконструкции «Артефакт»
Стиль: Ирина Радкевич, Айлана Дирчин
Визаж и волосы: Дарья Колосовская, Любовь Копач, Мария Кисаева, Сабина Ханларова Яшар
Фотостудия: Moon
Фото: Кристина Бозунова, Анастасия Беляк
Комментарии (0)