18+
  • Спецпроекты
  • Спецпроекты
Спецпроекты

Поделиться:

Фотопроект с душой царицы: старинные кокошники и русские народные одеяния на известных телеведущих Красноярска

В узких кругах она известна как Madre archaica или Мать Старины. Ольгу Лаптёнок саму хочется рассматривать как музейный экспонат или произведение искусства. Героиня нашего интервью — «проводник в прошлое». Кокошники с использованием старинной техники, которые делает красноярская мастерица, — копии музейных экспонатов, цена за которые доходит до более чем полмиллиона.

Ольга Лаптёнок — красноярская мастерица, создатель кокошников в старинной технике

Ольга Лаптёнок — красноярская мастерица, создатель кокошников в старинной технике

— Почему вы начали делать кокошники?

— А у вас бывают такие моменты в жизни, когда «озарило»? (улыбается). Есть такая Юлдус Бахтиозина — дама, делающая проекты на грани провокации. Я увидела в социальных сетях её фотографии, там на моделях были необычные старинные головные уборы. Их нет в красноярских музеях. Зато я нашла автора венцов и кокошников — Юханна Никадимуса и его курсы в Москве. Там же нам читал лекции по истории традиционного костюма Андрей Боровский — ведущий знаток в России, на мой взгляд.

— Что вас восхищает в кокошниках? Почему не старинные костюмы, например?

— Как говорит Полунин, у меня «дзынькнуло» внутри. Возможно, дело в магии рисунков на головных уборах — есть версия, что их когда-то можно было прочитать как текст (узор, узорочье — речь в узоре). Сейчас можно предположить, что это символы процветания и благопожелания (древо жизни, солнце, птицы).

Вам всегда было интересно что-то старинное? У меня всегда был вектор в прошлое. Я люблю «копать», искать информацию. По образованию я музыковед и искусствовед. Долгое время я пела в ансамбле «Живая старина». Ее руководители успел вывезти с Ангары старинные обычаи, обряды, песни до того, как там случилось затопление. Я выступала в костюме зажиточной ангарки — на мне был красивый костюм, а вот головной убор был простой. 

— А какая функция у кокошника, кроме украшательства?

— Большинство людей ничего не знают про этот головной убор. Мы думаем, что это то, что на елке Снегурочка носит. Или волк из «Ну, погоди!». Раньше по кокошнику можно было понять — женщина вы или девушка, в поиске спутника или свободна. Костюм, в целом, заменял собой необходимость представляться. Он рассказывал о возрасте, статусе, национальности, вероисповедании. А также детали: каков достаток семьи, есть у женщины дети/муж или нет. Даже цвет имел значение. С возрастом или в случае траура краски с костюма «уходили».

— С чего начинается история кокошника?

— Само слово употребляется с середины XIX века как обозначение закрытого головного убора замужней женщины. До этого, были другие названия — кика, кичка, копытце, повойник…Техника декорирования кокошников и венцов очень старинная, связана с византийскими традициями украшения икон и одежд. Одно из обучений я проходила у женщины, которая преподавала в Константино-Еленинском женском монастыре Санкт-Петербурга.

— В Красноярске носили кокошники?

— Нет. И я понимаю почему — их бы просто сносило ветром. В наших краях женщины носили шамшуры — это такая шапочка, которая завязывалась на голове, скрывая волосы. А сверху повязывали платочек. Тепло и удобно. Зато в Сибири было достаточно «мягкого золота» — ценного меха, украшавшего костюм.

— Сейчас стало модно добавлять элементы старого стиля в современный. А Вы носите кокошники в обычной жизни?

— Да, у меня есть два кокошника «на выход». Черного и золотого цвета. Я старалась сделать их менее заметными небольшого размера (смеется). В моем окружении кокошники носят, это не редкость.

— Ваши кокошники — копии экспонатов из самых известных музеев и не только. Из чего вы их делаете?

— Езжу за материалами, как Афанасий Никитин за 3 моря (смеется). Собираю детали со всего мира. Например, винтажная тесьма с металлом из Франции, стразы из Израиля. В Индию я путешествовала за парчой и поделочными камнями. Да, мои кокошники — это новоделы, но я использую жемчуг, перламутр, парчу, похожие на старинные, а еще лучше антикварные. Стоимость настоящего праздничного кокошника раньше была сопоставима с ценой лошади (читай, машины) или дома, поэтому и делался он с использованием максимально ценных материалов.

— Кто те люди, которые обучаются в вашей школе старинного шитья онлайн?

— В какой-то момент у людей возникает потребность опереться на длинные корни традиций. Кроме России, у меня есть ученицы из США, Франции, ОАЭ. Это русские эмигрантки, и им тоже нужен «путеводный клубочек» к старинному ремеслу. Оно требует усидчивости и времени, раньше самые сложные вышивки делались мастерицами в монастырях.

— Что у вас в планах?

— Хочу делать легкие диадемы более современного вида, изучаю историю придворного костюма с кокошником, который больше похож на венчик. На очереди коллекция тиар с камеями.

— Женщина меняется, надевая кокошник?

— Мне нравится, как она преображается. Вот какая-то другая грань русской красоты проявляется, которая не так заметна, когда человек в футболке и джинсах. Это очень ценно. И об этом наш совместный фотопроект «Душа Царицы». Когда в зал заходили люди в обычной одежде, а выходили фотографироваться в кокошниках, вы видели насколько они были сами себе удивлены? И спрашивали — как после этого довольствоваться повседневным? С интересом жду фото.


 

Наталья Варфоломеева Ведущая программы «Утро на Енисее» На Наталье головной убор «бочка» (другое название — вологодская конура или плачея). Украшен

Наталья Варфоломеева
Ведущая программы «Утро на Енисее»

На Наталье головной убор «бочка» (другое название — вологодская конура или плачея). Украшен антикварными галунами, граненым перламутром, шумящими подвесками-«перепёлками». Характерен для просватанной девушки, у которой есть жених.

Елена Пензина Депутат Законодательного Собрания Красноярского края, заместитель председателя комитета по строительству, ЖКХ, вопросам ГО и ЧС На Елене

Елена Пензина
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края, заместитель председателя комитета по строительству, ЖКХ, вопросам ГО и ЧС

На Елене современный черный кокошник с дробницами (запонами). Ожерелье с черным жемчугом сделано по образцу музейного экспоната XIX века.

Елена Шумелкина На Елене островерхий кокошник с бисерной поднизью из жемчуга. Высота такого типа кокошников доходила до 53 см. Характерен для

Елена Шумелкина

На Елене островерхий кокошник с бисерной поднизью из жемчуга. Высота такого типа кокошников доходила до 53 см. Характерен для Костромской или Галичской губернии.

Полина Каминская Автор и ведущая программы «Наша культура», начальник редакции спецпроектов телеканала «Енисей» На Полине свадебный венец «с городцами

Полина Каминская
Автор и ведущая программы «Наша культура», начальник редакции спецпроектов телеканала «Енисей»

На Полине свадебный венец «с городцами»  Архангельской губернии, реплика музейного экспоната XVIII века. Расшит бисером и жемчугом.

Александра Семёнова На Александре реплика девичьей повязки Зинаиды Юсуповой с портрета художника Константина Маковского. На шее — ожерелок

Александра Семёнова

На Александре реплика девичьей повязки Зинаиды Юсуповой с портрета художника Константина Маковского. На шее — ожерелок многослойный с перламутром. Летник из парчи. Царская одежда дореформенная. XVIII век.

Анна Журавлёва Владелица магазина PRANA SHOP (красивые и качественные декорации для дома. Натуральные SPA-товары. Товары для духовных практик, магии и

Анна Журавлёва
Владелица магазина PRANA SHOP (красивые и качественные декорации для дома. Натуральные SPA-товары. Товары для духовных практик, магии и ментального здоровья)

На Анне авторский венец с картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь». Черный сарафан и рубаха от дизайнера Влада Черткова.

PRANA SHOP. ИП Журавлева Анна Дмитриевна. ‌ОГРНИП: 323246800093545

Екатерина Косолапова На Екатерине реплика прорезного жемчужного венца из Государственного исторического музея и серьги-бабочки. Такой венец носит

Екатерина Косолапова

На Екатерине реплика прорезного жемчужного венца из Государственного исторического музея и серьги-бабочки. Такой венец носит Евдокия Федоровна Лопухина (Наталья Андрейченко) в фильме «Пётр Великий». Характерен для северных губерний XVIII века.

Татьяна Рябова Журналист, специальный корреспондент телеканала «Енисей», автор журнала «Собака.ру» На Татьяне кокошник лунной формы «Лунник» с

Татьяна Рябова
Журналист, специальный корреспондент телеканала «Енисей», автор журнала «Собака.ру»

На Татьяне кокошник лунной формы «Лунник» с антикварной тесьмой. Характерен для Нижегородской губернии. Реплика музейного экспоната XVIII века, дополнен бисерной поднизью. Размах «крыльев» такого типа кокошников мог достигать 60 см. Сшит из эксклюзивной шелковой парчи, созданной дизайнером JASON D’SOUZA для фильма «Анна Каренина» (режиссер Джо Райт, в главной роли актриса Кира Найтли).

Анна Бузина Практикующий эколог-аудитор На Анне свадебный венец–«почелок» с жемчугом и перламутром. Украшен дробницами с цветными стёклами. Характерен

Анна Бузина
Практикующий эколог-аудитор

На Анне свадебный венец–«почелок» с жемчугом и перламутром. Украшен дробницами с цветными стёклами. Характерен для Вологодской губернии 18 века.


В этом году темой «Медианочи» стал «Новый русский стиль». Думая над фотопроектом для мужчин, мы редакцией решили вспомнить все этапы становления русского костюма. Главный вопрос — что современные бруталы переняли от прошлых поколений?

Давид Абаджян Руководитель редакции новостей «Прима», ведущий

Давид Абаджян
Руководитель редакции новостей «Прима», ведущий

Чтобы составить образ русского богатыря, наш стилист вдохновилась русскими сказками. Что объединяет Добрыню Никитича и ведущего новостей Владислава Власова? Традиционная льняная рубаха — основа русского мужского костюма. В рубахи светлых оттенков одевались мужчины «от сохи» или крестьяне. Носили ее с Древней Руси до начала ХХ века, актуальна она и в наше время. Чтобы воссоздать образ настоящего  русского мужика, мы достали с антресолей шапку-ушанку и валенки. Для многих этот элемент гардероба стал негласным символом России, в том числе для иностранцев. Составляя этот образ, наш стилист вдохновилась фактурами тканей. Чтобы отобразить образ советского человека — мы нагладили хлопковую рубашку, застегнули на все пуговицы приталенную куртку, а на голову надели кепку.

Референсами для образа телеведущего Валерия Сенькина послужил Шурик из фильма Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Чтобы вспомнить образ московского интеллигента — мы накрахмалили мех. Самым ценным в России всегда считался темный. За пример мы взяли фотографии знаменитого на весь мир оперного певца Фёдора Шаляпина. Телеведущий Андрей Гришаков идеально вошел в образ. А вот светлая шуба характерна для промысловика или путешественника, исследователя сибирских просторов. Такой элемент, как расписной платок, мужчины в старину носили, но редко. Чаще всего это были подарки от зазноб. Спустя столько лет, все образы не теряют своей актуальности.

«Новый русский стиль» — это классика, обрамленная современными тенденциями.

Артур Лукава Продюсер, журналист, телеведущий «8 канала»

Артур Лукава
Продюсер, журналист, телеведущий «8 канала»

Валерий Сенькин Ведущий программы «Утро на Енисее»

Валерий Сенькин
Ведущий программы «Утро на Енисее»

Андрей Гришаков Телеведущий «Россия-1», кинорежиссер-документалист, член Правления Союза журналистов Красноярского края и КО Союза кинематографистов

Андрей Гришаков
Телеведущий «Россия-1», кинорежиссер-документалист, член Правления Союза журналистов Красноярского края и КО Союза кинематографистов России, член ВОО «Русское географическое общество», основатель студии кино «САГА»

Владислав Власов Ведущий новостей телеканала «Енисей», член Союза журналистов России, пресс-секретарь Красноярского краевого отделения Русского

Владислав Власов
Ведущий новостей телеканала «Енисей», член Союза журналистов России,  пресс-секретарь Красноярского краевого отделения Русского географического общества

Евгений Петренко Ведущий «7 канал. Красноярск»

Евгений Петренко
Ведущий «7 канал. Красноярск»

Над спецпроектом работали:
Идея: Ольга Глушкова
Текст: Татьяна Рябова
Фото: Анастасия Беляк, Кристина Бозунова
Ретушь и цветокоррекция: Юлия Ковалевская
Кокошники: Ольга Лаптёнок
Свечи: PRANA SHOP
Образы: Театр исторической реконструкции «Артефакт»
Стиль: Ирина Радкевич, Айлана Дирчин
Визаж и волосы: Дарья Колосовская, Любовь Копач, Мария Кисаева, Сабина Ханларова Яшар
Фотостудия: Moon

 

Фото: Кристина Бозунова, Анастасия Беляк

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: