18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Гид по антикварному рынку. Джеймс Баттервик

Профессия торговца антиквариатом, арт-дилера, как ни странно, одна из самых молодых в нашей стране: государство разрешило частным лицам заниматься куплей-продажей старинных вещей четверть века назад. До этого момента в Петербурге были всего четыре антикварные комиссионки, а сегодня — около двухсот салонов. Мы собрали заметных игроков из Петербурга, Москвы и даже одного иностранца, работающего с русским искусством. Одни из них занимаются традиционными для антикваров живописью и мебелью из карельской березы, другие увлечены нэцке, агитфарфором, старинными куклами или раритетными автомобилями.

Джеймс Баттервик

Русская и западноевропейская живопись и графика 1890–1930-х годов

Британский дилер и авторитетный западный специалист по русскому искусству, свой среди ведущих антикваров Москвы, предпочитает жить и продавать картины в Лондоне, но дважды в год обязательно приезжает для участия в Российском антикварном салоне.


Менталитет русского покупателя специфичен. В нем недоверие ко всем, а в особенности к арт-дилеру, сочетается с удивительной верой в чудеса. Здесь до сих пор принимают за чистую монету сказки о том, что полотно Пикассо нашли под кроватью у какой-то старушки, где оно пролежало с 1910-х годов.

На этой доверчивости играют мошенники. Они приходят к клиенту и говорят: «Срочно нужны деньги, только поэтому отдаю всего за миллион то, что на Западе можно продать как минимум за десять». И покупатель с тайной мыслью о том, какой он шустрый и умный, платит этот миллион за то, что вообще ничего не стоит.

Недоверие к профессионалам в сфере антиквариата подогревается историями о коррумпированных экспертах, которые так любит раздувать пресса. Но в России достаточно специалистов, которые себя никак не дискредитировали. 

На Западе вообще нет такого понятия, как «экспертное заключение» музейщика, без которого в России невозможно ничего продать. Рынок там регулируется двумя организациями: Sotheby's и Christie's. Здесь же есть несколько аукционных домов, но нет одного большого бренда.

Евгений Рухин. «Композиция с двумя линейками»

Я происхожу из семьи коллекционеров, арт-экспертов, мой дед был директором Sotheby's, а крестный — его президентом.

В Бристольском университете у меня был курс русского языка, литературы и философии. В 1985 году я впервые попал в Советский Союз — приехал на стажировку в Минск, зашел в местный музей и увидел массу роскошных картин. Тогда же подумал, что на Западе этим направлением никто не увлекается, и по возвращении в Британию стал заниматься русским искусством конца XIX — начала XX века.

За пределами России было мало работ этого периода, и в 1994 году я переехал в Москву. Работал на арт-рынке в качестве дилера, это было безумно интересное время и сумасшедший бизнес. У меня покупали президенты корпораций и банков.

В 1990-х Россия была свободной страной, куда менее лицемерной, чем Британия. Но все-таки в Англии более-менее соблюдаются законы, и я предпочел вернуться туда.

Подбор работ определяется не моими личными пристрастиями, у меня хладнокровный взгляд на вещи. Арт-дилеры часто говорят, что выбирают сердцем. Это не так. Надо продавать то, что востребовано, а иначе не имеет смысла заниматься бизнесом.

Случай

В моей практике был фантастический пример. Один солиднейший британский банк пригласил меня оценить коллекцию крупного российского собирателя. Этот человек купил двадцать полотен русских мастеров начала века: Лентулова, Поповой, Чашника и других. И абсолютно все они оказались подделками. В частности, работа Кандинского, вариант картины из Третьяковской галереи, со всеми необходимыми заключениями коррумпированных экспертов, ценой два миллиона долларов. Я говорю коллекционеру: «Вам не пришло в голову, что настоящая такая стоила бы сорок-пятьдесят миллионов?» Он мне отвечает: «Нет, в России все возможно». А ведь ему достаточно было сделать один звонок — я не прошу денег за экспертизу и даже по телефону могу сказать, что вот эта вещь левая.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Тексты: Виталий Котов, Марта Агеева, Алена Спицына

Материал из номера:
Апрель

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: