18+
  • Здоровье
  • Здоровье
Здоровье

Поделиться:

Личный опыт: Как я не сказала ни единого слова за 10 дней и что из этого вышло

Випассана — пожалуй, самый продвинутый уровень медитации. Желая решить внутренние конфликты, очистить разум и услышать себя, люди приезжают в специальные центры, где должны провести 10 дней в полном молчании. Блогер Рита Нестерец рассказала «Собака.ru» о том, как все происходит и что ты чувствуешь после.

О чувстве опустошенности и обучении медитации

Помню, как в один момент ощутила, что достигла эмоционального дна — было ужасное состояние, чувство полной опустошенности. При этом для моей дисгармонии не было каких-то веских внешних причин. У меня был свой бизнес, я не испытывала материальных трудностей и могла позволить себе все, что хочу, много путешествовала. При этом фоновое, перманентное состояние было некомфортным, я постоянно чувствовала, что меня что-то гложет. Так что вопреки мнению многих материальная состоятельность и баланс — это вообще не связанные вещи. Имея все, внутри я не ощущала удовлетворения.

Именно тогда я решила попробовать медитацию — от многих знакомых слышала о том, что занятия ею могут изменить жизнь. Записалась в популярную студию в Нью-Йорке, где я жила на тот момент, и начала ходить, порой по несколько раз в день. У каждого учителя была своя техника, и в итоге за два месяца я перепробовала все виды медитаций и дыхательных практик. Поняв, что ближе всего мне, я стала медитировать уже дома. По-прежнему я делаю это утром и вечером ежедневно.

Почему випассана — самая сложная практика

Пожалуй, самой сложной практикой является так называемая випассана, которая учит «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». На 10 дней ты уезжаешь в специальный центр и все, чем ты занят — это медитация. Пройти випассану — это значит провести 10 дней в абсолютном молчании, без единого вербального и телесного контакта с человеком и в абсолютном информационном вакууме. Сложная эта практика именно потому, что в обычной жизни человек не проводит столько времени один на один с собой. А тут ты выключаешься, не используешь язык и не получаешь доступа к информации из внешнего мира. Только ты, твое тело и твои мысли. Ты фокусируешься на глубокой взаимосвязи ума и тела. По сути эту связь ты переживаешь на личном опыте.

Как все устроено в центре, куда люди приезжают помолчать

Мой центр находился в пустыне Южной Калифорнии. По прибытию туда сотрудники сразу забрали все гаджеты, чтобы у меня не было никакой связи с миром. Участников випассаны расселяют в комнаты по несколько человек, которые напоминают маленькие купе в поездах. В комнатах все крайне аскетично: узкая кушетка, вешалка, форточка и все. Главное происходит не здесь, а в зале для медитации. Его нам показали уже в первый день и рассадили по своим местам. Всего на практику приехало около 100 человек — половина девушек, половина парней. Нас расселили в разных частях центра и встречались мы только в зале для медитации.

Каждый день тебя будят в 4 утра. Все собираются в полной тишине и в 4.30 начинается практика медитации. Вообще в центре можно заговорить только с менеджером, если у тебя произошло что-то серьезное или ты больше не можешь продолжать практику. У меня, к счастью таких ситуаций не возникало, и за все 10 дней я действительно не проронила ни слова.


Никто не пытается украдкой заговорить друг с другом, ведь все сюда приехали, чтобы молчать

Первая медитация длилась 2 часа, и после нее у меня заболело все тело. Это несмотря на то, что я достаточно натренированная и могу довольно долго просидеть в позе лотоса. По сути каждый день ты медитируешь по десять часов — и у тебя начинают болеть такие мышцы, о существовании которых ты просто не знал. За эти десять часов есть всего несколько перерывов — на завтрак, обед и ужин (кормят всех вегетерианскими блюдами), а также на небольшой отдых.

Сама практика проходит по аудиозаписям учителя Гоенка. Каждый новый день осваивается ее новый шаг. Сначала несколько дней наблюдаешь за ощущениями возле носа, потом возле рта, потом наблюдаешь за ощущения по всему телу. Погружение происходит постепенно, а на 10-й день появляется полная картина. На випассане нельзя голодать, но я голодаю стабильно и мне совершенно неважно, где я и что со мной происходит. Я совершенно отказалась от еды на 4-й день, и тогда мне стало по-настоящему грустно. Ведь единственное внешнее развлечение на випассане — это еда, и даже оно было мне недоступно.

Помню, я лежала на кушетке в своей комнате и грустила. В этот момент ко мне пришла менеджер центра и предложила переселиться в отдельный освободившийся домик, где я буду совсем одна. Кровать в нем была шире, вместо вешалки — комод, а еще зеркало, личный душ и туалет (в общем доме ванная комната тоже была общей). Честно говоря, так быстро я не собиралась еще никогда в жизни, и после этого переезда у меня открылось второе дыхание для дальнейших практик.

 О том, насколько это сложно

Скажу честно, випассана не была самым сложным событием моей жизни. Да, порой мне было грустно, порой хотелось все бросить и уехать из центра. Но если бы я ушла, то мне бы все равно пришлось вернуться туда. Для себя я уже решила, что точно пройду через эту практику.

На 8-й день со мной произошло то, ради чего я приехала. Я сидела, медитировала и в какой-то момент перестала ощущать свое тело как нечто физическое. С детства я ощущаю энергетические потоки, при медитации это обостряется, но в тот момент мне показалось, что я превратилась в костер из энергий. Во мне все бурлило, эти потоки были хаотичыми, но это было невероятное ощущение. Я пришла в свой домик и начала рыдать. Настолько мощного эмоционального потрясения я не испытывала никогда жизни и, не побоюсь этого слова, была абсолютно счастлива. 


Именно там я поняла, что мне не нужны никакие внешние инструменты, чтобы чувствовать себя спокойно

Каждый на випассану приезжает по собственным причинам, о которых мы не узнаем, и каждый переживает свой опыт. Кто-то успокаивается и просто созидает, кто-то отпускает все и наслаждается процессом. Кто-то углубляется в наблюдение за ощущениями в теле, кто-то находит ответы на вопросы, которые его давно тревожили. У многих происходят мощные очистительные процессы, эмоциональные проработки. У меня не было нерешенных внутренних проблем, ради которых я ехала в центр. Но это испытание помогло мне выйти на новый эмоциональный уровень.

Кстати, на випассане нельзя использовать никакие четки, кресты, иконы, нельзя молиться. Во время практики есть только пол, стены и ты сам. Именно там ко мне пришло понимание того, что мне не нужны вообще никакие внешние инструменты, чтобы чувствовать себя хорошо и спокойно.

Как жить после випассаны

Сразу же после практики я улетела работать в Нью-Йорк, и первые дни мне было откровенно тяжело там находиться. Ты привык к полной тишине и отсутствию разговоров, а тут попадаешь в самую гущу событий. Я выходила на улицу только по мере необходимости и почти сразу же решила, что из Нью-Йорка надо скорее переезжать. Раньше жизнь там меня никак не напрягала, но после випассаны я стала серьезно относиться к звукам. Сейчас я стараюсь сделать так, чтобы вокруг меня было больше тишины. Не люблю лишние, ненужные звуки.

Кому стоит ехать на випассану

Пройти випассану — это значит провести 10 дней в абсолютном молчании и занятиях медитацией. И для этого, как мне кажется, необходим некий опыт. Ведь если человек никогда не занимался подобными практиками, и вдруг решил в течение 10 дней сидеть в позе лотоса и начинать медитации в 4 утра… Это все-таки агрессивная методика, а я сторонник того, чтобы все происходило плавно. Думаю, что стоит начинать с более коротких сроков, а не с самого продвинутого уровня. Например, ретритов, во время которых люди занимаются медитацией дважды в день и обучаются различным техникам. Но есть одно «но»: если человек чувствует, что ему необходим такой опыт, стоит ехать.

На випассану я ездила в очень популярный центр. Сюда не берут с первого раза, поэтому после того, как меня приняли, мне пришлось ждать своей очереди полгода. Если вы вдохновились моей историей, возможно имеет смысл подать заявку сейчас, а в течение ожидания подготовиться, самостоятельно изучая медитации. Тут нет какого-то мерила времени, есть только самоощущение.

Это бесплатная практика, которая существует только за счет благотворительности, никто ни за что не платит. Еду готовят волонтеры-повара, убираются тоже на добровольных началах и лишь по велению души. Я обязательно поеду снова, но на этот раз уже в роли волонтера. Скорее всего, стану поваром. Рекомендую каждому хоть раз в жизни пережить такой опыт, но сделать этот шаг надо осознанно. Как, в общем-то, и все в этой жизни.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: