18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Константин Богомолов: «Спектакль совершается, прежде всего, в головах зрителей»

Накануне премьеры скандальной постановки МХТа «Идеальный муж. Комедия» на сцене Александринского театра, мы поговорили с режиссером спектакля Константином Богомоловым о сортах театра и одиночестве в толпе.

На сцене Александринского театра пройдут гастрольные показы спектакля МХТ им. Чехова «Идеальный муж. Комедия». Считаете ли вы этот спектакль особенным, этапным для себя в художественном смысле?

Я работаю достаточно много и стараюсь, чтобы каждый мой следующий спектакль так или иначе был определенным шагом. После «Идеального мужа» я сделал уже немало постановок. Конечно, «Идеальный муж. Комедия» относится к разряду тех спектаклей, которые сделали существенно много для меня в плане известности, карьеры. А также эта работа сыграла определенную роль в освобождении от страха делать на сцене то, что я считаю правильным и интересным. Все же было бы неправильно выделять его каким-то особенным образом. Может быть, это стало чем-то знаковым для театрального процесса, но для меня это просто один из моих спектаклей.

Могли ли вы во время выпуска спрогнозировать тот эффект, который спектакль произвел в обществе и прессе?

Я не занимаюсь прогнозами во время постановки, я просто делаю спектакль. Прогнозы — вещь не очень благодарная, но, конечно же, я не предполагал, что этот спектакль будет иметь такой коммерческий успех.

А как вам кажется, не преувеличивают ли некоторые религиозные организации и отдельные личности, поддерживающие правительство, влияние театра на общество?

Я думаю, что эти люди преувеличивают свое место в жизненном процессе.

 


Я себя ощущаю учителем человечества ровно в той же степени, как я себя ощущал таковым и в семнадцать лет или в десять... 


 

Как в России сегодня различаются театр прогрессивный и традиционный? И вообще, корректно ли категорично разделять эти типы театра?

Театр бывает живой и неживой. Это не только в России, но и во всем мире одинаково. Есть театр который оперирует некими традиционными приемами, — он может быть живой и неживой. Есть театр, который использует, условно говоря, современные стратегии, — такой театр тоже может быть живой и мертвый. Театр есть талантливый и бездарный.

Актер — это соавтор спектакля или только одно из выразительных средств режиссера, его инструмент?

Актер — не соавтор, конечно же! Но и не инструмент. Актер — это тот механизм, который на сцене в первую очередь отвечает за сотворение некоего действа. В момент, когда делается спектакль, источником постановки является режиссер, а в момент, когда действие творится на сцене, источником спектакля становится артист, вот и все.

Вы читаете критику?

Ну так, для ознакомления иногда читаю. Авторов, которые мне интересны. Все свои ошибки я знаю сам, поэтому указания на них либо подтверждают то, что я и сам предполагал, либо вовсе меня не интересуют.

«Идеальный муж. Комедия» (МХТ им. Чехова)

«Идеальный муж. Комедия»  (МХТ им. Чехова)

«Идеальный муж. Комедия» (МХТ им. Чехова)

«Идеальный муж. Комедия»  (МХТ им. Чехова)

«Идеальный муж. Комедия» (МХТ им. Чехова)

«Идеальный муж. Комедия»  (МХТ им. Чехова)

«Идеальный муж. Комедия» (МХТ им. Чехова)

«Идеальный муж. Комедия»  (МХТ им. Чехова)

Но я имею в виду не указания на ошибки, а личные трактовки критиков. Случается читать что-то интересное? Вы же допускаете возможность личной зрительской трактовки?

Не только допускаю, это необходимо! Спектакль совершается в головах зрителей. Трактовок ровно столько, сколько на свете существует людей, и поэтому пытаться все их исчислить, оценить и учесть — бессмысленно.

Как чувствуется известность?

Прямо из «Чайки» репликами шпарите. Я вам тоже скажу... должно быть, никак. Никак не ощущается известность.

Вы создаете впечатление ироничного человека, но не можете не ощущать что вы востребованы и влиятельны. Неужели не бывает такого, что вы чувствуете себя учителем человечества?

Я себя ощущаю учителем человечества ровно в той же степени, как я себя ощущал таковым и в семнадцать лет или в десять.

А бывает такое, что вам скучно в каком-то сообществе? Бывает, что чувствуете себя наиболее интересным человеком из присутствующих?

Я думаю, это со всеми случается. Мне кажется, у всех такое бывает — из числа тех, кто хоть немножко мыслит. Это не ощущение превосходства, это ощущение одиночества, которое есть, в конечном счете, у каждого человека. Все равно каждый человек — один.

Вы интроверт?

В чем-то да, в чем то нет. Общаться мне легко, но наедине с собой мне хорошо. Я не боюсь одиночества.

У Вас есть предпочтения в смежных искусствах? 

Я всеядный, я не мыслю категориями «любимых-нелюбимых» режиссеров. Ну, конечно, есть какие-то авторы, которых я предпочитаю, но по большому счету люблю я очень разное. А музыку я слушаю только для того, чтоб оформлять ею спектакли.

Вы сейчас репетируете в «Старом театре» в Кракове.

В Кракове я делаю спектакль по Чехову, но подробности пока не буду рассказывать, премьера будет 19 декабря, ближе к делу я и расскажу. А ближайшая моя премьера состоится в Московском Художественном театре в октябре, тоже только ближе к осени все узнаете.

Интервью: Анастасия Мордвинова

Спектакль «Идеальный муж. Комедия» можно будет увидеть на основной сцене Александринского театра 30 и 31 мая.

Люди:
Константин Богомолов

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: