Как Русскому музею удалось организовать уникальную по своему масштабу выставку в честь 150-летия Василия Кандинского, нам рассказал ее куратор Владимир Круглов.
Мы покажем все виды искусства, в которых работал Кандинский: это и живопись, и различные виды графики, и гравюры, которые имели большой успех и с которых он начинал. Продемонстрируем и его эксперименты в фарфоре. В начале 1920-х годов Василий Васильевич создал для будущего ЛФЗ (а тогда завода в Петрограде) несколько эскизов для росписи. На выставке можно будет увидеть как их, так и конечный результат — редкую посуду и статуэтки. Эти работы почти не экспонировались. Кроме того, мы собрали книги, изданные в начале ХХ века, в создании которых Василий Кандинский принимал самое непосредственное участие. Это знаменитые альманах «Синий всадник» и сборник стихов и гравюр Klingе (в переводе с немецкого — «Звуки»).
Экспозицию мы собирали с большим трудом: как только музеи вспомнили, что грядет юбилей, то начали приберегать Кандинского для каких-то своих акций. Поэтому не все картины, которые были нам очень нужны, мы смогли получить. Правда, тут есть и свои объективные причины. Например, знаменитая «Композиция VII» 1913 года из собрания Третьяковской галереи огромная, и возить ее из Москвы в Петербург и обратно довольно сложно. К тому же к нам в город она уже приезжала на выставку двух картин, когда в Эрмитаже «встретились», наконец, «Композиция VI» и «Композиция VII». Эрмитаж, кстати, делится с нами всеми работами Кандинского из своего собрания, за что мы ему очень благодарны. Пушкинский музей тоже легко согласился одолжить нам произведения Василия Васильевича для выставки. В ней также участвуют и вещи из частных собраний — коллекционеры охотно идут нам навстречу. Так, мы часто сотрудничаем с нашей петербургской KGallery.
Работы Кандинского мы решили экспонировать в художественной среде времени, в которое он их создавал. Например, в одном из залов представлено народное искусство. Дело в том, что в 1889 году будущий теоретик беспредметного искусства ездил в командировку по линии Общества этнографии и увидел в Вологодской губернии то, что потрясло его на всю жизнь. Он остался под большим впечатлением от декоративных деталей на фасадах изб, прялок, расписных туесов и вышитых полотенец. Впоследствии Кандинский всю жизнь собирал лубки как в России, так и в Германии, где прожил двенадцать лет.
В экспозицию вошли произведения современников художника, участников выставок Салона Издебского и общества «Синий всадник». Среди них работы Ивана Билибина, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной и многих других.
«Василий Кандинский и Россия» с 22 сентября по 21 ноября в Корпусе Бенуа Русского музея
Комментарии (0)