18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Заратустра: самый популярный кот интернета

Картинки котов, фото с котиками — мимими-лихорадка не пощадила никого. Основательница «Лаборатории звука», «Мультивидения» и graFFFest Светлана Петрова потрясла мир изобретением «Котошопа» и проектом FatCatArt. Ее питомец, один из самых знаменитых котов интернета по кличке Заратустра, взял для нас интервью у любимой хозяйки.

Светлана Петрова и Заратустра
Светлана Петрова и Заратустра
«Мона Лиза и кот» (по мотивам Леонардо да Винчи)
«Мона Лиза и кот» (по мотивам Леонардо да Винчи)
«Кот при пере- ходе через Сен-Бернар» (по мотивам Жака Луи Давида)
«Кот при пере- ходе через Сен-Бернар» (по мотивам Жака Луи Давида)
«Венера и кот, охотящийся на птичек» (по мотивам Лукаса Кранаха Старшего)
«Венера и кот, охотящийся на птичек» (по мотивам Лукаса Кранаха Старшего)
«Священник Роберт Уокер и кот, катающиеся на коньках на озере Даддингстон» (по мотивам Генри Реборна)
«Священник Роберт Уокер и кот, катающиеся на коньках на озере Даддингстон» (по мотивам Генри Реборна)
«Портрет кота с Арнольфини» (по мотивам Яна ван Эйка)
«Портрет кота с Арнольфини» (по мотивам Яна ван Эйка)

Заратустра: Мяу-мяу?

Светлана: Да, Заратустра, с котами я всю жизнь. С детства со мной росла кошка, у нас была телепатическая связь. В 2008-м умерла мама — мне достался ты. У меня была депрессия, и ты меня как-то из нее вытащил. Ты толстый — наверное, поэтому.

Заратустра: Ф-ф-ф.

Светлана: Моя подруга сказала: «Такой смешной кот, сделай с ним проект». Я свои эскизы обычно делаю в «Фотошопе» — взяла и «зашопила» твои фотографии в «Данаю». Потом сделала еще пяток вариантов с разными картинами и разослала друзьям: художнице Белле Матвеевой, галеристу Наташе Панковой. Взрослые женщины просто упали от хохота. Я поняла, что людям это нравится.

Заратустра: Мр-р-р.

Светлана: Я давно интересовалась интернет-искусством. Смотрела на разные мемы и думала, что богатством культурных смыслов они не блещут. И решила попытаться создать красивый мем, несущий интеллектуальное начало. Сама сделала сайт fatcatart.ru, выложила часть нашей с тобой фото-истории. Шел май 2011 года, готовился graFFFest, стало много работы, я отвлеклась и не следила, что происходит на сайте. На фестивале «Мультивидение» я показала тебя на картине Боттичелли. Режиссер Андрей Бахурин и говорит: «Это что такое?» Отвечаю: «Это мой Заратустра». — «Да это же самый знаменитый кот интернета». Я дошла до дома, глянула — елы-палы. Первый блогер, сделавший перепост, еще указал ссылку, а там пошли всякие «Яплакал», «Триникси» — они источники не указывают. Потом перепостили в Японию — и далее по всему миру. Я написала всем, потребовала, чтобы ссылку поставили. И стала дальше «шопить»: пора «котошопа» наступила, зимние месяцы в Петербурге.

Заратустра: Мяу?

Светлана: Да, Заратустра. Потом объединила тебя с «Моной Лизой» — эта работа всем нравится — и начала ставить на изображениях логотип. Мне стали писать журналисты. Spiegel, Daily Mail опубликовали репортажи. В результате ты стал одним из самых знаменитых котов в интернете. Я решила сделать интернет-магазин, посвященный кот-арту, но у меня еще куча проектов, а это требует вложений. Сейчас нашла партнеров: на днях запустим магазин. Буду продавать кот-арт-принты, репродукции картин с моей авторской ручной доработкой. Хочу делать и ожившие картины, это теперь возможно: полотно со статичным изображением плюс некая движущаяся часть, закольцованная, как coub.

«Кот за чаем, купчиха за котом» (по мотивам Бориса Кустодиева)
«Кот за чаем, купчиха за котом» (по мотивам Бориса Кустодиева)
«Рождение кота» (по мотивам Сандро Боттичелли)
«Рождение кота» (по мотивам Сандро Боттичелли)
«Утро в сосновом лесу» (по мотивам Ивана Шишкина)
«Утро в сосновом лесу» (по мотивам Ивана Шишкина)
«На пашне. Весна» (по мотивам Алексея Венецианова)
«На пашне. Весна» (по мотивам Алексея Венецианова)

Заратустра: Фр-р.

Светлана: В ноябре на «Мультивидение» приезжал режиссер Луис Ньето, мы с ним придумали инсталляцию «Котобум!» — о феномене популярных котов в Интернете. Сейчас работаю над видеоартом: ты уже подменил Глорию Свенсон в «Бульваре Сансет». Пошел резонанс в среде интеллектуалов. Во Франции девушка из университета Париж VIII, основанного Жилем Делезом, пишет диссертацию по кот-арту: «FatCatArt — искусство мема». Она считает, что наш проект того же сорта, что манипуляции Марселя Дюшана с Джокондой, после которых репродукцию возвели в статус высокого художества. С одной стороны, смешные картины с котиками, а с другой — и искусство, и высказывание об истории искусств. Человек понял, что я подразумевала.

Заратустра: Ур-р.

Светлана: Как товарный знак твое изображение я не регистрировала. Не считаю нужным. А продать его мне предлагали неоднократно, причем крупные компании. Бренд John Lewis с его 30-миллиардными оборотами предлагал мне тысячу фунтов стерлингов. Представляешь, Заратустра, как невысоко тебя оценили? Я, конечно, отказалась. Мне трудно смотреть на эту историю с коммерческих позиций. Согласием я ответила только одной голландке, которая хотела использовать принты с твоим участием в своих моделях одежды.

Заратустра: Апчхи.

Светлана: Будь здоров, Заратустра. В моей биографии было много разного, были и конфликты с людьми. Я осознала, что вражда и нетерпимость губительны. Мы живем в плюралистичном мире, и как раз кошки — универсальный язык, база для диалога разных людей. Благодаря нашему проекту я познакомилась с кучей людей: с американцами, с японцами. А вот первая твоя персональная выставка, Заратустра, пройдет в Англии в начале мая, в рамках Оксфордских недель искусства. Поедем популяризировать русскую классическую живопись. В России к тебе еще нет такого интереса, как за границей, и это, по-моему, ненормально.

Заратустра: Everything will be OK, my darling. Don't worry. Meow.

 

Недавно Заратустра дебютировал в классике кинематографа — он представил сиквел «Бульвара Сансет», знаменитого фильма Билли Уальдера с Глорией Свенсон в главной роли. Вместо нее Заратустра исполняет роль Нормы Десмонд в культовой сцене «Я готова к крупному плану». Глубокая драма кинозвезды, чей талант превосходит уровень современного кинематографа, раскрывается в модном формате одноминутного интернет-видео с котами.

Путь к Заратустре

Светлана Петрова рассказала о вехах своей творческой биографии до того момента, как она попала в цепкие лапы кот-арта.

В начале 1990-х было движение альтернативной моды. Совок — серый, а мы           стремились к яркому, авангардному, эротическому. Костюмы как философия, выраженная в образах, как своеобразный вариант культурной антропологии. Это была не мода, а метамода или постмода. Моими манекенщиками были трое панков, встреченные на улице, я участвовала в «Попмеханике» Курехина.
По образованию я философ, и в моем театре L.E.M. с помощью искусства исследовала историософию России. Непреходящие проблемы: почему у нас все так странно происходит? Спектакль «Двуглавый лебедь» на музыку «Лебединого озера» в обработке Валеры Аллахова из «Новых композиторов» тоже был о судьбах Родины. Я придумала лозунг: «Поиск свободы через мутацию». Партии девушеклебедей в первом акте танцевал культурист Александр Вишневский, а во втором — толстые балерины. Ротбарт был сутенером, эксплуатирующим бедных лебедей. Принц вступал с ним в борьбу, а во втором акте выяснялось, что девушки всем довольны. Мы объездили с гастролями всю Европу, у меня даже появились последователи во Франции — Theatre de la Mezzanine.
Между театром и анимацией в моей жизни была музыка. Мы с друзьями создали компанию «Лаборатория звука», первыми привезли в Петербург Горана Бреговича, Дживана Гаспаряна, Диаманду Галас. Я давно дружу с Брайаном Ино, занимаюсь его проектами в России.
Потом мы познакомились с Олегом Куваевым, автором Масяни, и он много рассказывал об анимации. Я решила сделать свое событие. В 2003-м была «Ночь влюбленных в мультфильмы» в Филармонии. Куваев подбирал контент, а я обвязала показ мультимедийным перформансом и видеоинсталляциями. Так родилось «Мультивидение», президентом которого я являюсь. Я стала изучать анимацию и теперь отбираю фильмы для фестиваля сама.
Мне пришло в голову, что Дворцовый мост похож на экран. В 2005 году я придумала показывать кино на мосту, а в 2007-м мне удалось эту мысль воплотить. Есть такое движение «пабликскринз» — показ на площадях, не предназначенных для этого. Мосты в данном случае идеально подходят. Так все пришло к стритарту. Я основала арт-форум graFFFest, его задача — синтез стрит-арта и цифрового искусства.
  Я придумала слово «ыскусство». Это когда люди в шоке от происходящего и могут сказать только «Ыыыы...».

 

 

 

fatcatart.ru

Текст: Михаил Стацюк
Фото: Алена Кузьмина

Люди:
Светлана Петрова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: