18+
  • Город
  • Общество
Общество

Поделиться:

«Российская креативная неделя — Сибирь». Интервью с Мариной Монгуш

Губернатор Красноярского края Михаил Котюков и глава консорциума российских инвесторов Марина Жигалова

Губернатор Красноярского края Михаил Котюков и глава консорциума российских инвесторов Марина Жигалова

В креативном кластере «Квадрат» 21-22 ноября собрались представители федеральной и региональной власти, предприниматели и деятели креативных индустрий. Губернатор Красноярского края Михаил Котюков и глава консорциума российских инвесторов Марина Жигалова подписали соглашение и анонсировали запуск центра развития искусственного интеллекта в Красноярске в рамках создаваемого научно-образовательного кластера. Мы поговорили с президентом АНО «Креативная экономика», директором фестиваля-форума «Российская креативная неделя» Мариной Монгуш (Абрамовой).

Директор фестиваля-форума «Российская креативная неделя» Марина Монгуш (Абрамова)

Директор фестиваля-форума «Российская креативная неделя» Марина Монгуш (Абрамова)

— Какие изменения происходят в обществе с развитием креативных индустрий?
— Развитие креативного сектора помогает улучшать окружающую человека среду, делать жизнь более наполненной. Это происходит не только за счет музыки, литературы или кино, ведь креативные индустрии – это и дизайн, и архитектура, и гастрономия, и мода. Очень важную роль играют креативные индустрии в небольших городах и населенных пунктах. Не всегда человеку для комфортной жизни нужны только работа и дом с налаженным бытом, социальной и транспортной инфраструктурой. Ему нужно организовывать свой досуг, встречаться с друзьями и проводить время с семьей, ему нужны площадки и возможности для саморазвития. Когда вокруг есть выбор – где провести выходные, в каком парке прогуляться после работы, где вкусно поесть и провести вечер с компанией, куда записаться на танцы или вокал, где купить красивую дизайнерскую одежду – человеку уже не нужно задумываться о переезде в более развитый и крупный город. Возможности для полноценной и комфортной жизни есть рядом, дома. В этом и заключается социальная миссия развития креативного сектора экономики.

— Почему для проведения Российской креативной недели был выбран именно Красноярск, а не Новосибирск или Омск, например?
— Красноярский край – самый большой регион Сибири. И так сложилось, что мы давно и очень плодотворно работаем с правительством края. Первый шаг для проведения «Российской креативной недели – Сибирь»  был сделан именно со стороны правительства Красноярского края и предыдущего губернатора Александра Усса. Первый окружной форум дал серьезный стимул для дальнейшего развития креативных индустрий: появился Сибирский институт развития креативных индустрий и краевое учреждение «Енисей кино». Нынешний губернатор Красноярского края Михаил Котюков тоже уделяет большое внимание развитию креативного сектора и продолжает плодотворное сотрудничество с нами. За эти годы Красноярск уже даже в каком-то смысле стал столицей креативного сектора Сибири.


Распределение долей выручки в креативных индустриях:
29 % – разработка ПО (в Сибири 14 % компаний)
20 % – издательское дело (в Сибири 12 % компаний)
13 % – архитектура (в Сибири 8 % компаний)
13 % – реклама (в Сибири 15 % компаний)

 

— Какие креативные индустрии, на Ваш взгляд, наиболее развиты в Сибири, а какие только начинают становление?
— Креативные индустрии в Сибири в основном сосредоточены в Новосибирской и Иркутской областях, а также Красноярском крае. Сектор гастрономии в Сибири сегодня и в целом по стране развивается наиболее динамично. В Красноярске не только сложилась целая гастрономическая экосистема, но и на базе Сибирского федерального университета даже открыт профильный Институт гастрономии. Кинопроизводство тоже активно развивается в Сибири. Этому способствуют уникальные природные и географические особенности края. Для создания кино в Сибири уже разработана правовая база, работает специальная кинокомиссия, развивается инфраструктура, а также есть система рибейтов. Перспективные для развития в Сибири – мода, дизайн, издательское дело, архитектура и новые медиа.

— Почему государству важно развивать креативные индустрии? Как они влияют на экономику страны?
— Российская экономика в основном ассоциируется с промышленностью, нефтегазовым сектором, сырьем. Креативные индустрии имеют значение в диверсификации экономики, то есть в развитии и росте других отраслей. В этом уже есть прогресс, и доходы федерального бюджета, получаемые не от нефти и газа, растут опережающими темпами. Для креативных индустрий в России к 2030 году поставлена цель достичь 6 % от ВВП страны, сейчас они занимают 3,5 %. У креативных индустрий высокий экспортный потенциал. Например, по данным ВЭБ РФ за 2022 год, доля России в мировом объеме экспорта креативных индустрий — 0,15–0,4 %, большая часть экспорта генерируется сегментами IT, разработки игр, дизайна. Остальные сегменты, обладая значительным потенциалом, все еще недостаточно развиты, в том числе на мировых рынках.

— Сложно ли государственным органам находить общий язык с людьми из креативной сферы?
— Для взаимодействия власти, предпринимателей из креативного сектора и экспертов существует множество площадок, одна из которых – «Российская креативная неделя». В ходе обсуждения тех или иных вопросов, конечно, у всех есть свое мнение, но именно для поиска точек соприкосновения и наиболее эффективных решений и проводятся эти разноформатные мероприятия, работают дискуссионные площадки. Власть сегодня демонстрирует открытость для взаимодействия с предпринимателями и экспертами, ведь только в консенсусе можно добиться поставленных целей по увеличению доли креативного сектора в экономике России. И в целом любое развитие возможно только в сбалансированном и грамотном подходе с учетом мнений всех участников процесса. В Сибири для взаимодействия предпринимателей, экспертов и руководства регионов функционирует Сибирский институт развития креативных индустрий.

 

Текст: Ирина Дмитриева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: