18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Валерий Шелепов о юбилее Красноярского филармонического русского оркестра

Дирижер Красноярского филармонического русского оркестра, опытный музыкант, тонкий интерпретатор сочинений различных стилей и направлений готовит новую программу по случаю двадцатипятилетнего юбилея оркестра.

В какой момент вы решили, что свяжете жизнь именно с музыкой?

В детстве я был спортсменом, а о музыке даже и не мечтал. Мой брат играл на баяне, однажды я взял его инструмент и начал учиться дома перед зеркалом. Чтобы стать музыкантом, необходимо пройти систему: окончить музыкальную школу, училище
и высшее учебное заведение. Первый шаг я миновал. Я как самоучка освоил почти всю программу музыкальной школы. Затем меня показали педагогу в училище, полгода я походил на подготовительные курсы и поступил в Кызыльское училище искусств. А на третьем курсе перевелся в Красноярское училище искусств и попал к моему педагогу и наставнику – Анатолию Юрьевичу Бардину, дело которого мне выпала честь продолжать сейчас.

Становление в амплуа дирижера – это же очень долгий процесс, так почему именно эта профессия, а не исполнительство?

В тот момент, когда в академии нужно было определяться со специализацией, я мечтал стать баянистом-исполнителем. Мне хотелось покорять большие сцены, но мой педагог, Анатолий Юрьевич Бардин, завел меня в кабинет и сказал: «Нужно писать заявление и продолжать учиться». Я прислушался к его совету. Во время учебы мы изучали разные симфонические произведения из мирового классического наследия – меня это увлекло! Следующим шагом стало то, что я устроился в оркестр исполнителем-баянистом. Однажды педагог поставил меня в качестве пробы к оркестру. И все. Мои глаза открылись, и путь был предначертан.

Вы приемник и ученик Анатолия Бардина, который создал оркестр и обеспечил ему имя и славу. Скажите, а есть ли некие идеалы в вашей профессии, которые он вам передал?

Анатолий Юрьевич дал мне самое главное – свободу в воплощении музыкальности. У него была особенная манера преподавать: он давал направление и путь к поиску, а не готовое решение. На мой взгляд, это самый важный навык.

Дирижеру необходима твердость характера?

Я придерживаюсь демократичных взглядов, но последнее слово всегда остается за мной (улыбается). Управление оркестром – это очень серьезная работа, в том числе и психологическая. Выходить к коллективу – это всегда непростая задача для дирижера. Необходимо абстрагироваться, чтобы донести свое творческое нутро до всех – это действительно архисложная задача. Для этого нужно быть полностью поглощенным и увлеченным своим делом, идеей и партитурой. Но я счастливый человек, можно сказать, я не работаю в этой жизни, потому что любимое дело у меня есть, а это – удовольствие. Конечно, физически тело устает, а душа продолжает порхать (смеется).


Музыка создана для того, чтобы вдохновлять
и жить в душе

Вы стали дирижером русского оркестра в 2010 году, но работали в нем и раньше как исполнитель. Какие чувства вы испытываете по поводу двадцатипятилетия оркестра?

Чувство трепета и приятного творческого волнения. За восемь лет многое поменялось. Причем не только в оркестре, но и в стране – изменились приоритеты и культурные ценности. Мы стараемся придумывать много нового, стремимся переосмысливать классические произведения и подавать их в новой интерпретации. Если публика приходит на концерты, если на выступления востребованы, значит, оркестр нужен. Наша главная цель не только дарить людям музыку, но и в какой-то степени воспитывать публику и новое поколение слушателей. Народные инструменты позволяют играть разную музыку, в том числе и легкую. В репертуар мы включаем классические романсы, эстрадные и джазовые произведения. Слава богу, полные залы! Значит, мы идем правильной дорогой. У нас даже несколько лет назад появилось свое кредо – «смелый оркестр». Это про нас, мы беремся за различные идеи и воплощаем их. Классика не должна быть скучной. Это вдохновение, полет. А когда она заставляет скучать, то на такие концерты не стоит ходить.

Творческие эксперименты с классикой – это всегда риск…


К сожалению, классические концерты сейчас не так интересны зрителям. Мы активно экспериментируем в жанре «кроссовер» – это переработка классики в более современное звучание – очень актуальное на сегодня направление. Сейчас публику необходимо привлекать какими-то интересными задумками. Мы учитываем требования времени и в какой-то мере даже идем хитрость: делаем в целом развлекательную программу, но включаем в ее контекст несколько серьезных произведений. Я считаю, что не нужно никому ничего навязывать, это моя стратегия. Я не знаю, работает ли она… Но должна сработать.

Готовит ли специальную партитуру оркестр по случаю юбилея?

К юбилею оркестра готовится новая программа. В первом отделении прозвучит оригинальная музыка, написанная специально для народного оркестра. Таким образом мы отдаем дань этому пласту культуры. Выступят наши солисты: это балалаечная, дом-ровая, баянная группы. А второе отделение построено на контрасте – к нам приедет знаменитый музыкант Айдар Гайнуллин.
С ним мы как раз будем работать в жанре «кроссовер». Будут два совершенно полярных отделения. Одно – такое классическое народное, а второе будет просто взрывное. Получается «оркестр вчера и завтра» – такой контраст. Хотим показать все грани.

Как отдыхаете душой?

У меня есть замечательное хобби: я осваиваю дудук. Уже год как занимаюсь, и это мне дает что-то совершенно другое. Хотя это тоже музыка.


Валерий Шелепов окончил Красноярское училище искусств и Красноярский государственный институт искусств по классу баяна и дирижирования. В 2010 году стал дирижером Красноярского филармонического русского оркестра им. А. Ю. Бардина. В репертуаре коллектива – около двух тысяч оркестровых произведений, сочинений для солирующих инструментов с оркестром и вокальных аккомпанементов. 

Текст: Александра Таянчина

Фото: Василий Богдан

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: